Почему дружить с Россией — это выгодно
После распада советской империи бывшие союзные республики основали Содружество независимых государств, чтобы попытаться вновь объединиться. На деле же СНГ оказалось инструментом «мирного развода» с разделом имущества. По крайней мере, экономически.
Несостоятельность Содружества стала очевидной, когда страны расходились по разным углам. Прибалтика, как мы знаем, ушла в Европейский союз. Затем из СНГ вышла Грузия, а Украина, которая планомерно выходит из всех соглашений, из-за падения товарооборота с Россией испытывает серьезные экономические проблемы. Тем не менее, невзирая на эти исходы, гегемоном до сих пор остается наша страна. Казалось бы, сам Бог велел бывшим союзным республикам интегрироваться: тому способствует географическая близость, остатки единой советской инфраструктуры, общий язык и схожесть менталитетов. Но, как мы видим, на деле этого недостаточно.
В середине 2014 года было принято решение о создании ЕАЭС: новый союз начал функционировать 1 января 2015 года. В этой организации к решению экономических вопросов подошли комплексно. Был создан единый рынок товаров и услуг в сочетании с общей финансовой системой и гармонизацией денежно-кредитной политики, закреплено обязательство провести полную либерализацию валютно-финансовых отношений. Для чужаков, как и в ЕС, вход только с согласия всех сторон (раз рынок един). Более того, ЕАЭС не так сильно обременен бесконечным числом нормативов, как Европа, которая обогнала в бюрократизации даже СССР. У Евразийского союза только экономические интересы.
Если мы посмотрим внимательно на экспортные показатели, то увидим, что доля России во внешнеторговом балансе доминирует во всех странах бывшего СССР. В Прибалтике, к примеру, она составляет в среднем 13 процентов, в Грузии — 11,7 процента. Украина также не смогла избавиться от экономических связей с Россией (7,7 процента экспорта). Поэтому очевидно, что отказ этих стран от интеграции преследует исключительно политические цели, которые, как мы видим, никакой экономической выгоды принести не способны.
Киргизия, Армения и Таджикистан зависимы от России настолько, что их интеграция в Китай, Турцию или другие государства фактически невозможна. Миграционный поток позволяет им сводить бюджет в условиях хронического недофинансирования социальных обязательств. По сути, миграция в Россию для них так же, как и для большинства других стран СНГ, означает не только приток иностранной валюты, но и освобождение страны от социальных выплат бесчисленным безработным, семьи которых в совокупности составили бы более трети всего населения. От такой гуманитарной катастрофы эти страны защищены географией и историей, которые дают им возможность в XXI столетии (веке перепроизводства и хронической дефляции) иметь доступ к 147-миллионному рынку.
Для России рынок стран СНГ не менее важен. Около четверти товаров машиностроения идет в страны Содружества, что жизненно необходимо для диверсификации нашей экономики, основанной на добыче углеводородов. Так, если доля энергетики во внешнеторговом обороте России составляет 2/3 всего экспорта, то на постсоветском пространстве она занимает лишь треть российского экспорта, а в совокупности товарооборот с бывшими республиками превышает 12 процентов. Другими словами, эти государства покупают у нас сельхозтехнику, используют ее в том же растениеводстве, а потом поставляют в Россию свои продовольственные товары.
Однако такая гармония периодически нарушается. Войны и политические кризисы, которые наносят сильный удар по национальной экономике, в Белоруссии, Молдавии, на Украине, в Грузии, Азербайджане, Армении и Киргизии означают только одно: около 90 миллионов человек из 280 (фактически треть населения всех стран бывшего СССР) часто оказываются в условиях серьезного спада реальных доходов.
ЕАЭС, помимо того, что создал единый рынок, также закрепил право за государствами-членами вводить экономические ограничения в случаях наступления дефицита платежного баланса (если страна зарабатывает меньше, чем тратит). А потому эти кризисы могут превратить Евразийский союз из объединения государств со взаимной внутренней либерализацией экономических отношений в блок стран, защищающих свои рынки. Чтобы переломить такую ситуацию, нужны деньги. Россия, Банк развития ЕАЭС и Евразийский фонд стабилизации и развития, с одной стороны, способны преодолеть дефициты терпящих бедствие стран. С другой — мы в таком случае будем окружены должниками, ресурсы которых ограничены даже в мирное время.
Очевидно, что контроль над ситуацией в регионе принадлежит нашей стране. Однако в этом мало смысла, если страны бывшего СССР плохо просчитывают экономические последствия своих сторонних, политически ориентированных интеграций. Ведь ни ЕС, ни другие партнеры до сих пор не дали им того, что нужно для экономики в XXI веке, — крупного рынка сбыта.
Автор — научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.