Переходим на электронные трудовые книжки
В конце прошлого года Госдумой был принят 439-ФЗ, согласно которому с начала 2020 года работодатель формирует в электронном виде информацию о трудовой деятельности работника и хранит ее на информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ. При этом бумажная версия трудовой книжки сохраняется. Тут важно заметить, что информационная система ПФР аттестована соответствующим образом в области защиты персональных данных, поэтому база данных надежна.
Работник до конца этого года должен подать заявление с указанием желаемой формы ведения трудовой книжки — бумажной или электронной. Если такое заявление по каким-либо причинам он не напишет, то документ продолжит свое существование на бумаге. Сразу дополню, что сведения, ранее внесенные в трудовую книжку, в Пенсионном фонде уже имеются, самостоятельно ничего переносить не нужно.
Для сотрудников, которые впервые трудоустраиваются, с 2021 года трудовая книжка будет оформляться только в электронном виде. В случае необходимости работник сможет получить сведения из нее как в электронном, так и в бумажном виде. Предоставить их обязан нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление ПФР или центр госуслуг.
То есть по сути в интересах работника создаются условия, согласно которым он сам выбирает, в каком формате будет вестись учет его трудовой деятельности. Среди преимуществ электронной книжки можно отметить увеличение возможностей для дистанционного трудоустройства, что особенно актуально в период пандемии. Также снижаются издержки на хранение бумажных трудовых книжек, повышается прозрачность при оформлении пенсионных начислений. Еще один плюс — электронный документ невозможно физически испортить, он не может прийти в негодность или потеряться.