Чем опасен отток капитала

Экономика
ЦБ более чем вдвое ухудшил собственный прежний прогноз по оттоку капитала из России в текущем году — с 25 млрд до 53 млрд долларов. Сколь серьезна ситуация и стоит ли беспокоиться за состояние финансовой системы и курс рубля?

Цифра в 53 млрд долларов выглядит внушительно. Хотя это почти в два раза меньше, чем, к примеру, годовой бюджет города Нью-Йорка (около 90 млрд долларов). В прошлом году ситуация была более благоприятная — показатель оттока капитала составил примерно 27 млрд долларов, в позапрошлом году — 67,5 млрд. Однако антирекорды нынешнего века выглядят куда более внушительно: в 2008 году было вывезено 133 млрд долларов и в 2014 году — 152 млрд долларов. Финансовая система, впрочем, оправилась от таких шоков.

Главная причина ситуации с вывозом капитала — пандемия коронавируса, разумеется. Ухудшение экономической картины (хотя российская экономика падает и не так глубоко, как в развитых странах) толкает инвесторов и финансовых спекулянтов выводить деньги из так называемых рисковых активов, к которым принадлежит российский рынок. Хотя если сравнить, скажем, с рынком турецким, то там в результате оттока капитала курс местной валюты упал на четверть с начала года.

Дополнительный эффект оказывают американские президентские выборы, которые тоже мотивируют финансистов вкладываться в «защитные активы» вроде доллара. Если победит демократ Байден, то это может повлиять на усиление санкционного давления на нашу страну — и это еще один фактор в пользу вывода денег из России.

ЦБ более чем вдвое ухудшил собственный прежний прогноз по оттоку капитала из России в текущем году / Фото: Анна Куприянова, «Вечерняя Москва»

Показательно, что именно сейчас доля иностранных резидентов в российском госдолге (ОФЗ) упала до минимума за последние годы — 26 процентов. Нерезиденты не рискуют вкладываться в наш госдолг: а вдруг Байден введет санкции против него? Они предпочитают конвертировать уже полученную прибыль в валюту и перечисляют ее на свои счета, что и означает «вывоз капитала». Кстати, если российский вкладчик, испугавшись девальвации рубля, купит доллары и сложит их под матрас в наличном виде или если снимет с депозита евро, держать который на счету стало совершенно невыгодно (впрочем, как и доллар), то это тоже будет, по критериям ЦБ, «вывозом капитала».

Надо учитывать и крайне неблагоприятную ситуацию на нефтяном рынке. Цены упали, а налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) вырос; объемы иностранной валюты, поступающей в страну от экспорта сырья, сократились. Соответственно, сальдо торгового баланса и счета текущих операций тоже серьезно уменьшились. Это совсем не улучшает картины с вывозом капитала. В таких условиях вывоз даже 35 млрд долларов может стать более неблагоприятным фактором для курса рубля, чем вывоз 70 млрд при нормальных внешнеэкономических условиях.

В то же время для бюджета страны и выполнения социальных обязательств вышеупомянутый отток не является угрожающим. Большая часть нынешнего бюджетного дефицита финансируется за счет внутренних заимствований. Также есть возможность использования ФНБ (пока его не задействовали). Однако в инвестиционном плане отток капитала не говорит ни о чем хорошем, если только это не покупка российских или иностранных активов за рубежом российскими компаниями в целях в том числе дальнейшего ведения бизнеса в России.

В целом отток капитала из страны замедляет рост ВВП, также сокращается объем инвестиций в основной капитал. В таких условиях можно жить довольно долго, не испытывая ни финансового кризиса, ни коллапса социальной системы и даже избегая масштабной девальвации национальной валюты. Но развиваться опережающими по сравнению с общемировыми темпами роста ВВП никак невозможно.

amp-next-page separator