Россия vs США: ракетно-ядерная дипломатия

Общество
За считаные дни до президентских выборов в США Российская Федерация занялась активной ракетно-ядерной дипломатией.

Кремль предложил Белому дому обсудить Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, ограничивающий максимальное число ядерных боезарядов и ракет у каждой стороны), а также перспективу разорванного Дональдом Трампом соглашения о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД, предполагающий отказ РФ и США от этого класса ракет как такового).

Сначала Владимир Путин предложил оригинальный вариант спасения ДСНВ, который прекращает свое действие в феврале 2021 года (дальше стороны смогут бесконтрольно наращивать ядерный арсенал). Поскольку времени на новые переговоры нет, да и американцам сейчас не до них — выборы на носу, Путин предложил автоматически продлить договор еще на год и на это время просто заморозить количество имеющихся ныне ракет с зарядами. Чтобы за это время страсти в США успокоились и Москва с Вашингтоном могли попытаться в течение 2021 года спасти последнее существующее между ними соглашение о стратегической стабильности.

Что же касается уже мертвого ДРСМД, то Кремль готов в его отсутствие просто обмениваться «мерами взаимной проверки»: мы проверяем комплексы «Иджис Эшор» с пусковыми установками Мк‑41 на базах США и НАТО в Европе, а американцы — «Искандеры» на объектах ВС РФ под Калининградом. В понимании Кремля целью таких проверок стало бы подтверждение отсутствия наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны не смогли договориться. Кроме того, Москва предложила американцам просто воздержаться от размещения в Европе ракет, запрещенных по ранее действующему ДРСМД, и в ответ пообещала не размещать в европейской части России «Искандеры». Фактически Путин хочет соблюдать условия договора без договора.

За считаные дни до президентских выборов в США Россия занялась активной ракетно-ядерной дипломатией / Фото: mil.ru / Минобороны России

Вопрос: зачем Кремль это делает? Есть версия о «демонстрации ответственного подхода»: якобы Россия, в отличие от Трампа, понимает, куда катится мир в отсутствие правил в области ядерного сдерживания, и пытается эту печальную перспективу предотвратить. Другие говорят о «хитром плане»: в Кремле прекрасно понимают, что все истории с выходами Вашингтона из ДСНВ и ДРСМД связаны не с желанием подгадить России, а с глобальной стратегией США по сдерживанию Китая. Ведь КНР не подписала ни один из этих договоров, а американцы хотят втянуть Поднебесную в ядерные соглашения. Поэтому рвут действующие договоры и угрожают Пекину гонкой вооружений.

Вероятно, за 2021 год Москва попытается развести (в прямом и переносном смысле) американо-китайские и американо-российские ядерные проблемы. Например, заново договориться с США о размещении РСМД в Европе или же каким-то образом подтянуть Китай к ДСНВ, тем самым снимая одну из важнейших претензий Америки.

Впрочем, у стремления Путина может быть и более банальное объяснение: он просто пытается сохранить диалог с Соединенными Штатами. Да, это сублимация переговоров. Ведь вместо того чтобы решать реальные проблемы на земле (урегулировать разногласия в Сирии, на Украине, пытаться найти компромиссы по Ирану и Китаю), мы ведем бессмысленные разговоры о ракетах, которые никогда друг в друга не полетят. Но, увы, так уж получилось, что ракетно-ядерная сфера — единственная, в которой хотя бы продолжается диалог. Поэтому Кремль относится к нему крайне бережно — в надежде на то, что это приведет к укреплению доверия. В случае успеха можно будет наконец обсуждать по-настоящему важные темы.

Автор — доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ.

amp-next-page separator