Русский с китайцем — братья навек?

Политика
Отвечая на вопрос китайского профессора Яня Сюэтуна о военном союзе России и Поднебесной, президент Владимир Путин теоретически допустил такую возможность. Впрочем, добавил, что такая задача в отношениях между странами на данный момент не стоит.

Возможна ли дружба между белым медведем и красным драконом? Стихия первого — земля, второго — вода и воздух. Медведь ловок и силен в открытом столкновении, дракон же хитер и изворотлив. Каждому свое. Несмотря на всю видимую несхожесть, оба могут вполне мирно уживаться, невзирая на недовольное курлыканье заокеанского орлана. Но стоит ли доброе и взаимовыгодное соседство превращать в военный союз? Попытка выступить единым фронтом против империалистов однажды чуть было не поставила страны на грань войны.

Лихого развенчания культа личности Сталина, произведенного на легендарном XX партийном съезде Никитой Хрущевым, в социалистическом лагере не поняли. И Пекин не был исключением. Новый генсек Хрущев претендовал на первенство в мировом коммунистическом движении, упирая, во-первых, на безоговорочную победу во Второй мировой войне, во-вторых, на то, что СССР — самая большая в мире страна развитого социализма. Таким образом, Советскому Союзу отводилась роль старшего брата, а всем остальным — младших. А что делают младшие? Правильно! То, что им скажут! В том числе — с кем дружить, а с кем нет.

Красный дракон тогда крепко удивился. «А почему Хрущев должен быть лидером коммунистов, когда самая большая по численности партия именно в Китае?» — недоумевал Великий кормчий Мао Цзэдун. Потом отношения испортились еще больше, и понадобилась длительная перезагрузка.

Нужен ли союз дракона с медведем / Фото: uutravel.ru

Сегодня и Россия, и Китай — сверхдержавы. А сверхдержавы не могут быть союзниками, поскольку тогда бы им пришлось друг на друга оглядываться и отказаться от части самостоятельности во внешней политике. Такое не могут позволить себе государства, обладающие ядерным потенциалом. Это не бывшие прибалтийские сателлиты, которые нашли своего Шерхана и теперь могут тявкать, полагаясь на защиту большого полосатого покровителя. Это не Украина, которая пока безуспешно пытается доказать свою ценность в качестве младшего партнера Евросоюза.

Россия и Китай могут быть только самостоятельными. Это чувствуют и Путин, и Си Цзиньпин. Торговать, вместе заниматься наукой, обсуждать свои ходы на глобальной шахматной доске — пожалуйста. Это выгодно для обеих стран и поддерживается сегодня их властями. Но формирование военного блока с обязательствами вместе дружить и вместе воевать против кого бы то ни было может привести к новой размолвке между государствами. Ведь у медведя и дракона могут быть очень разные представления о том, кто для них более опасен. Потому лучше мы вам — мед и кедровую шишку по сезону, а вы нам — рыбу и прочие дары моря.

А заокеанский орлан пусть теперь думает, что означают слова президента России. Если есть чем думать, то почему бы и не сделать это наконец? Не все же время в «Твиттере» революции устраивать.

amp-next-page separator