Война с тихой смертью
«Тихая смерть» может поджидать жертву и спустя десятилетия после окончания вооруженного конфликта, поэтому с угрозой надо разбираться как можно быстрее. Так, как делают это сейчас наши саперы.
Не успели стихнуть пушки в Нагорном Карабахе, как в зоне проведения миротворческой операции российских Вооруженных сил началось разминирование местности и уничтожение взрывоопасных предметов. Почему именно русские взялись за эту опасную работу? Наши саперы лучше всех в мире подготовлены и меньше других боятся. По разным оценкам, от 60 до 75 процентов потерь войск США в Ираке и Афганистане — это смерти или увечья солдат при подрывах. На минные поля американцы чаще всего отправляют сотрудников частных военных компаний или местных саперов, которых не жалко... У нас такое невозможно. В «бой» со смертельно опасными боеприпасами идут только хорошо обученные специалисты. Потому со времен Великой Отечественной войны высшим знаком качества саперной работы является простая надпись по-русски: «Проверено. Мин нет».
Как сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России, все участвующие в разминировании в Нагорном Карабахе военнослужащие экипированы в современные защитные костюмы сапера и имеют на вооружении новейшие средства поиска взрывоопасных предметов — миноискатели ИМП-С2 и искатели ИНВУ-3М. И опыта солдатам не занимать. Боевая практика Инженерных войск России последних лет: окончательная саперная зачистка местности в горных районах Чечни, масштабные работы в Сирии, также отряды Международного противоминного центра Минобороны РФ продолжают выполнять гуманитарное разминирование территории в Лаосе. Везде работа по предназначению выполнена на отлично.
Сейчас в Закавказье в первую очередь надо обезопасить местность вокруг миротворческих постов и на путях передвижения патрулей. Поэтому в состав развернутого Минобороны России Центра управления миротворческой деятельностью сразу вошли специалисты инженерных подразделений. 100 военнослужащих Международного противоминного центра Минобороны России (все — контрактники) немедленно приступили к работе. Саперы задействованы в инженерной разведке и разминировании местности и дорог общего пользования, вблизи населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры. Уже произведена очистка от взрывоопасных предметов более двух гектаров местности и участка дороги протяженностью более полутора километров на южной окраине Степанакерта. Обнаружено около 150 взрывоопасных предметов. Их обезвредили и вывезли на специально оборудованный полигон, где уничтожили подрывом.
Вскоре к работе приступят доставленные в Нагорный Карабах многофункциональные робототехнические комплексы разминирования «Уран-6». Боевую обкатку они прошли в Сирии. Возможно, в городах и селах будут использоваться и новые мобильные инженерные комплексы разминирования (МИКР). Их впервые протестировали реальной работой… в Москве. Боевые расчеты МИКР во время проведения ЧМ по футболу в 2018 году проверяли в столице на наличие взрывоопасных предметов стадионы, где проводились матчи. Оснащение комплекса насчитывает более 20 видов технических устройств: четыре типа миноискателей, шесть типов поисково-досмотровых комплексов, блокираторы радиоуправляемых взрывчатых устройств, робототехнический комплекс «Кобра-1600» и комплект средств разрушения боеприпасов.