Когда даже Путину не до шуток

Политика
17 декабря состоялась ежегодная пресс-конференция президента Владимира Путина. Российский лидер рассказал о том, как страна будет бороться с коронавирусом и другими проблемами.

Так уж получилось, что в нашей стране глава государства отвечает за все и в то же время является самым популярным политиком страны с самым высоким уровнем доверия. Поэтому население, которое последние месяцы просто перекормили различными слухами (о запретах, вакцинах, локдаунах, онлайн-образовании, отравлении Навального), ждало от российского президента не просто ответов, но и возможных решений проблем.

Конечно, кто-то еще хотел, чтобы эти ответы были яркими по форме. И не потому, что это задорно, а потому, что некоторым отечественным гражданам (жалующимся на коронавирусные ограничения, но при этом принципиально не носящим маски) только через мат можно донести их неправоту. Однако Путин выступал так, как привык: отвечал спокойно и взвешенно. Лишь один раз в его речи зазвучали стальные нотки — когда отвечал на вопрос о деле Ивана Сафронова, взятого под стражу за работу, по мнению ФСБ, на иностранную разведку. Ну и разок устроил маленький разнос британскому журналисту, сомневавшемуся в российской «пушистости». Кроме того, президент почти не шутил там, где мог бы это сделать (например, когда выступала девушка с плакатом «я беременна»). Глава государства понимал, что ситуация в стране серьезная и от него ждут не шуток и жести, а объективной информации и решений.

Прежде всего, конечно же, по вопросу пандемии. Тут Владимир Путин сразу расставил акценты. Во-первых, тем, кто хочет критиковать, предложил сначала сравнить. Рассказал, что «при океане проблем, который расплескался по всему миру, мы встретили их достойно — даже лучше, чем в других странах мира, которые по праву гордятся своей экономикой и системами здравоохранения». В государствах «золотого миллиарда» ситуация с медицинским обслуживанием и экономическими проблемами на поверку оказалась гораздо хуже, чем в России.

17 декабря состоялась ежегодная пресс-конференция президента Владимира Путина / Фото: Youtube / Россия 24

Во-вторых — и это гораздо важнее — Владимир Путин сравнил коронавирус с погодой в том смысле, что человек пока не в силах ее изменить. Можно, конечно, разогнать тучи над Москвой в День Победы, но невозможно превратить север в тропики. Ныне человечество вынуждено подстраиваться под погоду: надевать теплую одежду, брать зонтики. Соответственно, в тепле и сухости останется не тот, кто громче кричит, а тот, кто более предусмотрителен.

Одним из преимуществ российской политической системы является как раз способность быстро реагировать на угрозы и мобилизовать ресурсы, что и продемонстрировала пандемия. В России сразу же начали строиться специальные медцентры, производство масок и перчаток увеличилось в 20 раз, был налажен выпуск дополнительных объемов лекарственных средств. По словам президента, дефицит в регионах объясняется исключительно проблемой логистики. Доставка в сочетании с уровнем ответственности местных чиновников и есть один из важнейших недостатков российской политической системы, который стал поводом для множества жалоб Путину и который, безусловно, нужно исправлять.

Причем — Путин этого не сказал, но все же — исправлять всем миром. В том числе через прямые обращения людей к президенту (в телевизоре озвучили только малую их часть — огромная масса писем обрабатывается и отправляется в нужные инстанции «за кадром»). Российский лидер очень высоко оценил самоорганизацию общества в период пандемии:

— Мы еще раз подтвердили: в основе российской идентичности лежит единение народа на фоне угрозы. И различные волонтерские организации — это внешнее проявление внутреннего единства общества.

Хотелось бы надеяться, что волонтеры и прочие гражданские активисты после победы над коронавирусом не самораспустятся, а займутся другими общественно важными делами.

amp-next-page separator