Обмани меня, если сможешь
Если объем хищений с банковских счетов граждан за 2019 год оценивался экспертами в 5,7 миллиарда рублей, то с начала 2020 года он вырос более чем в 10 раз. В целом телефонные аферисты и онлайн-мошенники заработали на обмане россиян около 150 миллиардов рублей. Каждому из них удалось выманить у клиента в среднем по 27 тысяч рублей. Еще 46,5 миллиарда рублей преступники заработали на фиктивных медицинских услугах. Причем этот вид афер оказался самым затратным для жертв. За общение с ненастоящими медиками каждый пострадавший выкладывал в среднем по 50 тысяч. Кроме того, 18,6 миллиарда рублей принесли фишинговые сайты и поддельные интернет-магазины.
Взрывной рост в этой сфере преступлений произошел, разумеется, из-за кризисных обстоятельств в экономике. Переход на дистанционную работу и интернет-покупки вынужденно вывел на онлайн-рынок миллионы людей. Многие из них оказались не готовы к массированным и изощренным атакам опытных сетевых мошенников. Их подходы и методы серьезно изменились. Раньше преступники работали небольшими группами. Классикой обмана был звонок с серой сим-карты и рассказ о родственнике, попавшем в аварию или пойманном с наркотиками: чтобы разрешить проблему, нужно было срочно перевести крупную сумму денег. Ныне в ход идут липовые звонки из банков, сопровождающиеся попытками выманить номер карты и код CVV/CVC.
Уровень организации правонарушений, надо признать, вырос на порядок. Теперь правоохранители ищут не только отдельные мошеннические группы, но и целые сообщества. Центром деятельности такой массово организованной преступности стали вузы и тюрьмы. Студентам, одиноким женщинам, заключенным обещаны высокие заработки и гибкий график.
Самый распространенный вид обмана в 2020 году — звонок из «службы безопасности банка» с просьбой проделать ряд манипуляций у банкомата или сообщить код из СМС, пришедший на телефон. При этом используются не серые симки, оформленные на бездомных, а интернет-телефония с подменой номеров и сокрытием IP-адресов через серверы в разных странах мира. Также технический уровень позволяет преступникам использовать роботов для отсеивания недоверчивых клиентов.
Целью может быть не только хищение средств, но и получение персональных данных. Так, с развитием биометрии и появлением банковских услуг, реагирующих на голосовые команды, мошенники начали собирать базы данных голосов с определенными ключевыми словами. Представляясь работниками социологической фирмы, они задают ряд вопросов и просят человека подтвердить свой ответ. После получения слова «подтверждаю» разговор быстро заканчивается. Ваш голос и команда на предполагаемый перевод денег с карты оказываются в базе злоумышленников.
Все самые распространенные виды мошенничества объединяет одно: они осуществляются с учетом психологии потенциальных жертв, так называемой социальной инженерии. Аферы продумываются до мельчайших деталей; мошенники умудряются усыпить бдительность даже самых осторожных и внимательных людей. Они рассчитывают вызвать такие сильные эмоции, как страх или жадность, могут играть на чувстве значимости или альтруизме. Поэтому, к сожалению, невозможно жить в современном обществе и быть полностью защищенным. Мы можем лишь снизить риск финансовых и моральных потерь, повышая свою осведомленность о способах обмана и развивая критическое мышление. Предупрежден — значит вооружен. Осведомленный человек — сложная мишень для мошенника.