Кто нарушает права крымчан
В формулировке ЕСПЧ сказано, что суд признает тот факт, что Крым с 27 февраля 2014 года находится «фактически под российской юрисдикцией», и у него не было задачи отвечать на вопрос, было ли присоединение полуострова законным с точки зрения международного права. Отмечено, что и Украина согласна с тем, что Россия контролирует Крым, но определения двух стран насчет законности такого контроля разнятся противоположным образом.
Важнее, мне думается, что суд с ходу отверг целый ряд обвинений Киева в адрес России, как то: убийства мирных граждан, безосновательное задержание и запугивание иностранных журналистов в Крыму, незаконное изъятие имущества украинских военнослужащих, дискриминация этнических украинцев, уголовное преследование проукраински настроенных лиц и так далее. После такого отказного списка непонятно, а что вообще можно рассматривать в порядке претензий Киева по части нарушений прав человека? Вряд ли ЕСПЧ даст Украине полный «отлуп», это же скандал на фоне отношения Европы к «крымскому вопросу». Дождемся финального вердикта...
Что касается слова «юрисдикция» (Крым под юрисдикцией России), за которое многие радостно ухватились, то его употребление ЕСПЧ следует трактовать как «под практическим администрированием». Это соответствует статье 1 Европейской конвенции по правам человека, начинающейся со слов: «Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции». ЕСПЧ ссылается на эту статью, но в его сообщении есть термины «административная практика» (каковую Украина как раз и обжалует, трактуя, что это происходит якобы на «оккупированной территории»), а также «эффективный контроль». Последний, по мнению суда, осуществляется в том числе посредством «войсковой группировки», которая была увеличена в марте 2014 года «без согласия украинских властей и в нарушение имевшихся соглашений». А эти вооруженные силы, пишет ЕСПЧ со ссылкой на Украину, якобы принимали участие в действиях, которые инкриминируют РФ.
В итоговом документе, полагаю, европейские судьи специально сделают акцент на том, что рассмотрение вопроса о правах человека в Крыму не следует считать фактом признания именно юрисдикции России над Крымом в его традиционном понимании с точки зрения международного права. Окончательный вердикт может Украину расстроить, ибо никаких массовых и вопиющих нарушений прав человека в Крыму нет. А отдельные случаи преследования кого-либо по уголовным делам всегда можно раздуть.