Старый порядок при новых заборах: куда движется Америка
Оба смысла имеют право на существование. При Байдене США возвращаются к прежней либерально-глобалистской политике и возвращаются со старыми лидерами. Вашингтонский ареопаг сейчас действительно чем-то напоминает КПСС периода 80-х годов. У власти в США оказались, пожалуй, самые пожилые лидеры за долгое время, если не за всю историю. Президенту Джозефу Байдену 78 лет. Спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси — 80. Стени Хойеру, лидеру демократов и второму после Пелоси человеку в Палате представителей — 81. Ну и так далее…
Получается, на топовых должностях нет людей, которым было бы меньше 70 лет. Да, есть вице-президент Камала Харрис, которая в свои 56 лет на их фоне выглядит юниоркой. Однако ее взгляды настолько радикальны, что воплощение их в жизнь даст Америке перестройку, от которой та не оправится. Так что традиционные демократы должны молиться всем своим либеральным богам, чтобы эта «пионерка» до конца срока Байдена так и осталась лишь его замом.
Впрочем, об этом они подумают после. У них 20 января случился праздник — конец правления Дональда Трампа. Демократы ждали этого дня почти четыре года и приближали его как могли: устраивали публичную травлю республиканского президента, выдумывали обвинения различной степени абсурдности, пытались подвести его под импичмент и, в конце концов, даже сфальсифицировали выборы. И вот наконец Трампа удалось выгнать из Белого дома, посадив вместо него «сонного Джо» — живое (пока еще) воплощение демократического истеблишмента, самого что ни на есть традиционного либерала-глобалиста. Согласно принятому в США порядку, он выступил с речью о необходимости всем американцам забыть предвыборные дрязги и объединиться перед лицом непростого, но обязательно светлого будущего, в котором Америка будет маяком свободы и демократии.
Вот только на церемонии инаугурации этой демократией и не пахло. Что и неудивительно, ведь Байден и его сторонники выступали с пафосными речами перед небольшой кучкой присутствующих в городе, находящемся на осадном положении. Городе, где огромные пространства были перекрыты десятками тысяч полицейских, солдат нацгвардии, представителей спецслужб. Забитые витрины, многочисленные ограждения — все не потому, что на Байдена могли покушаться последователи «Аль-Каиды»* или других террористических группировок. Нет. Байден защищался от собственных граждан, от десятков миллионов представителей Республиканской партии, три четверти избирателей которой почему-то не верят «самым свободным в мире СМИ» и не признают его победу на выборах легитимной.
Вряд ли их отношение к нынешнему президенту изменится в лучшую сторону, ведь он говорит красивые слова о единстве, однако при этом собирается совершать жесткие дела, которые разделят американцев и продолжат ущемлять сторонников консервативных ценностей. Так, Байден уже заявил, что иммиграционные законы Трампа будут пересмотрены: демократы собираются не просто усилить приток латиноамериканцев в южные республиканские штаты, но и легализовать всех, кто туда попадет. Дать им право голоса, то есть размыть республиканские голоса, похоронив тем самым шансы на будущие победы.
Да, может быть, партия, предавшая своего президента в час большой нужды, этого и заслужила. Но не республиканский электорат, готовый сопротивляться — причем как в суде, так и на улице с оружием в руках. Поэтому, возможно, после инаугурации полиции не стоило разбирать в Вашингтоне ограждения. Еще пригодятся.
*«Аль-Каида» — организация признана террористической и запрещена на территории России.