Путин в Давосе: услышат ли голос России западные «партнеры»
По словам президента России, пандемия коронавируса, которая может затянуться, обострила многие уже существующие проблемы и противоречия. Он даже сравнил нынешнюю ситуацию с тридцатыми годами ХХ века, предшествовавшими Второй мировой войне. Вот и сейчас ценностный кризис цивилизации, рост социального расслоения, разгул как правого, так и левого популизма может спровоцировать «войну всех против всех».
Владимир Путин также предупредил об угрозе сползания мира в «мрачную антиутопию», даже несмотря на то, что глобальный ВВП с 80-х годов ХХ века вырос вдвое, а проблема бедности во всемирном масштабе отступила.
— Наша общая ответственность сегодня заключается в том, чтобы избежать такой перспективы, похожей на мрачную антиутопию, обеспечить развитие по иной, позитивной, гармоничной и созидательной траектории, — сказал президент России.
В экономическом плане, по его мнению, следует преодолевать растущее расслоение населения, когда основные доходы достаются одному проценту граждан развитых стран, а во всемирном масштабе — «золотому миллиарду», тогда как другие сотни миллионов людей перестали видеть перспективы увеличения своих доходов, и даже среди работающих все больше тех, кто едва сводит концы с концами.
Критиковал российский президент и макроэкономическую политику стимулирования роста за счет эмиссии и наращивания долгов, что практикуется развитыми странами, прежде всего США. Это ведет к усилению социального расслоения и к тому, что «виртуальная экономика» (те же фондовые биржи) все более расходится с реальной. Российская модель, как известно, строится на других принципах. Также Путин подверг критике попытки найти виноватых в растущих мировых противоречиях, явно намекая на усиление давления на нашу страну со стороны Запада.
Вообще Владимир Путин выступил перед Давосом впервые с 2009 года. Приглашения он получал и ранее, но на протяжении 12 лет игнорировал эту площадку, видимо, потому, что тут якобы доминируют крупные предприниматели. Но теперь президент решил довести свое видение мира и справедливых принципов его обустройства до мировой общественности. Почему — ясно: подобных площадок для России осталось не так много, к тому же, видимо, сказалось то, что онлайн-формат позволяет ограничиться фактически монологом, не встревая в острые и часто бесполезные дискуссии с недружественной в целом аудиторией. Выступление Путина, к изумлению тех, кто ждал едва ли не повторения «мюнхенской речи» 2007 года, вышло вполне примирительным, приглашающим к диалогу и совместному поиску решения глобальных проблем. Услышат ли российского президента те, кого в Москве еще по привычке, но с сарказмом продолжают называть «нашими партнерами»?