Внимай главному
Люди, критикующие церковный уклад, вспоминают об этом евангельском отрывке для обвинения тех, кто работает в храме за свечным ящиком. Не является ли такое толкование слов Господа формальным? Каково же их значение?
Во время того, как Спаситель изгоняет торгующих, удивительная мысль приходит на ум апостолов — ближайших учеников Христовых. Они вспоминают пророческие строки из 68-го псалма: «ревность по доме твоем снедает меня» (Ин. 2:17). В этом стихе говорится, что тому, кто предан дому Божиему, придется уплатить высокую цену. Еврейский глагол, переведенный на русский как «снедать», означает «уничтожить», «довести до смерти». Получается так: «ревность о доме Божием доведет меня (Христа) до смерти».
Дальнейшие слова Иисуса раскрывают понимание этого евангельского фрагмента. На требование иудеев доказать, что Господь имеет право так поступать, он говорит: «Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Господь пророчествует о своей смерти, которую примет от рук иудеев, и о тридневном воскресении. Так постепенно Иисус Христос начинает говорить о деле спасения людей, ради которого он стал человеком, а впоследствии взойдет на крест, воскреснет и создаст церковь свою (см. Мф. 16:18).
Слова Спасителя приводят иудеев в недоумение, порождают в них еще большее неверие, ведь храм строили сорок шесть лет. Восстановление его в течение трех дней кажется им невозможным. Не поняли значения пророчества и ученики Господа. Но они, в отличие от иудеев, всецело доверяли своему учителю. Это основополагающее различие между учениками Христовыми и иудеями впоследствии привело их к совершенно разным поступкам.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что иудеи на одни слова Господа «вовсе не обращали внимания, а другие — выслушивали со злым умыслом». Впоследствии их не убедили в божественности Христа ни многочисленные чудеса и исцеления, ни даже воскрешение Четверодневного Лазаря. Они лишь больше ожесточились и решили убить Богочеловека.
Иначе все сложилось у учеников Господа. Их первоначальное доверие к Христу вылилось в крепкую действенную веру. После воскресения Спасителя они вспомнили слова Господа о храме тела его (см. Ин. 2:21–22). Не только апостолов, но и каждого человека Иисус Христос постоянно призывает к себе, потому что всем желает спасения. Одни, как апостолы, откликаются на этот призыв и идут к Господу. Другие, подобно иудеям, ожесточаются и отказываются от веры в Бога: последствие этого — духовная смерть.
Святой Иустин (Попович), толкуя эпизод изгнания продающих из Иерусалимского храма, говорит, что каждый человек должен стать храмом, в который Господь мог бы войти и в нем жить. Как торгующие превратили храм в рынок, наполнив его животными, так и человек превращает душу и тело в вертеп, впуская в нее пороки — разбойников.
Заслуживают особого внимания слова святого о том, что не только низменные страсти вносят «в душу вещественное». Среди вещей, которые «разбойничают» с душой, преподобный упоминает культуру и цивилизацию. Даже эти безобидные жизненные устремления могут разрушить человека, если они окажутся во главе его жизни, заслонят собой Бога.
Сегодня к перечисленному святым Иустином можно добавить Всемирную сеть, гаджеты, которые превращаются в яд для души при неправильном, неумеренном их использовании. Этот список с течением времени только пополняется. Христианину же необходимо быть бдительным, помнить о главной цели в жизни: сделать себя храмом, в котором мог бы пребывать Господь (см. Лк.17:21; 1Кор. 6:19).
Преподобный Иустин (Попович) утверждает: чтобы душа вновь стала домом Божиим, необходимы великий труд и принуждение себя к подвигу. По совету преподобного стоит приучать себя к молитве и евангельским добродетелям, «пока они не станут составной частью нашей души» и не вытеснят из нее страсти.
Слова святого раскрывают глубинный смысл евангельского отрывка, который повествует о ревностном отношении человека к очищению своей души и сохранению ее от низменных греховных привязанностей.
Если говорить о другом смысле евангельского отрывка, в нем идет речь о благоговейном отношении верующих к месту особого присутствия Божия. В храме православные христиане собираются для совместной молитвы. Церковная жизнь сосредоточена вокруг таинства Евхаристии. Каждый верующий должен с благоговением относиться к происходящему в храме.
Что же касается продажи икон и других церковных принадлежностей — это особо развилось с советского времени, когда вне храма этого невозможно было делать. Сейчас во многих храмах и монастырях свечную лавку стараются убрать в притвор — пристройку перед входом в храм либо, если есть такая возможность, построить отдельно церковный киоск. Однако не везде существует возможность изменить ситуацию одномоментно. Все же представьте: не станет церковных лавок в храме. Станет ли от этого горячее вера людей, которые против этого выступают? Или же они будут искать новый повод для критики?
Цель православного христианина заключается в том, чтобы деятельной верой — через совершение добрых дел, исполнение заповедей — усвоить дар Божий — благодать Святого Духа. Необходимо учиться доверять Богу, как доверяли ближайшие ученики Христовы, которые, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «презирали жизнь настоящую и, как легкие орлы, делами своими достигали самого Неба».