Не на тех нападаете: как защитить врачей

Общество
«Наша служба и опасна, и трудна», — эту песенку, собираясь на дежурство, с полным правом может напевать врач любой специальности.

На каждого пятого доктора хоть раз нападали во время работы, троих из пяти оскорбляли. 45 процентов медиков хотят иметь под рукой тревожную кнопку для вызова полиции, 44 процента выступают за видеонаблюдение и аудиозапись происходящего в кабинете. И почти все — 88 процентов! — просят ужесточить наказание за нападение на медицинских работников. Это результат свежего опроса трех с лишним тысяч российских докторов, проведенного сервисом «Справочник врача».

Медиков можно понять: сообщения о нападениях на них мелькают одно за другим. Буквально только что в Санкт-Петербурге в лицо иммунологу распылили перцовый баллончик. Накануне Нового года в московской больнице две медсестры получили ножевые ранения — больной ковидом пронес холодное оружие в «красную зону». В Великом Новгороде избили фельдшера, в Екатеринбурге сломали нос врачу детской неотложки, которая на свою беду перепутала двери. В Новосибирске отец 9-летнего мальчика напал на сотрудников скорой помощи, не надевших бахилы. У реаниматолога — черепно-мозговая травма. Минувшей осенью пострадали сразу два региональных министра здравоохранения: главу чувашских эскулапов били гаечным ключом, а его коллега с Камчатки, ведя прием, получила химический ожог лица. В Саратове прохожий изнасиловал участкового терапевта — спросившую у него адрес молодую женщину. А в Лесосибирске Красноярского края преступник напал в подъезде на педиатра, избил и повел к банкомату, чтобы заставить снять наличные.

На каждого пятого доктора хоть раз нападали во время работы / Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Утешает одно: все виновные найдены и понесли — или скоро понесут — заслуженное наказание. Но каждый подобный случай напоминает о том, что проблема безопасности медиков требует решения. Такова уж специфика их труда. Больные люди часто возбуждены, раздражены и на вполне невинные просьбы, советы и объяснения медработников реагируют неадекватно. Особенно в острых ситуациях, которые в медицине возникают сплошь и рядом. Провоцирует конфликты и распространяющаяся психология потребителя: больной требует назначить «все, что положено», порой совершенно ненужные ему исследования и методы лечения. А при отказе начинает угрожать.

Между тем совсем недавно, летом 2019 года, в Уголовном кодексе появилась статья 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Она предусматривает серьезное наказание за нападение на врача — до четырех лет лишения свободы. Только это положение касается лишь случаев, когда неоказание пострадавшим доктором помощи повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью больного или его смерть. Доказать в суде такую связь чрезвычайно сложно, если возможно вообще. Депутаты Государственной думы, принявшие закон в этой формулировке, теперь удивляются, что он не применяется на практике. Для врачей же ничего не изменилось. Нападение остается просто нападением, без учета того, что доктор находился на работе.

Проблема еще и в том, что лечебные учреждения далеко не всегда юридически поддерживают своих пострадавших сотрудников. Дескать, один гражданин подал заявление на другого, это их война. А в одиночку добиваться справедливости труднее. Стоит ли удивляться, что, по данным того же опроса, 67 процентов подвергшихся нападениям медиков даже не обращались в полицию? Объясняют: бессмысленно, делу не дадут ход. Тем же, кто обратился, почти в половине случаев отказали в возбуждении уголовного либо административного дела, а в 18 процентах случаев даже не зарегистрировали заявление.

Время от времени возникают разговоры о том, что нападение на врача надо приравнять к нападению на сотрудника правоохранительных органов. Но воз и ныне там. Реальной правовой защиты медработники до сих пор не имеют.

amp-next-page separator