Пернатый спецназ: как птицы мира помогли победить в войне

Общество
90 лет назад, в 1931 году, в столице начали военную подготовку… голубей. Военно-прикладное значение сизокрылых птиц осознали еще в войсках Македонского. Голубь обязательно вернется к родному гнезду.

Стремясь к своей голубке, он преодолеет и тысячу километров. Подраненного хищниками, его может не быть рядом с любимой до двух лет, но он обязательно прилетит к ней. Такую же верность демонстрируют и дамы этого пернатого племени. Поэтому на войнах древности греки, египтяне, персы, римляне и китайцы возили в армейских обозах клетки с голубями, отправляя с их помощью написанные на кусочках пергамента или на ткани короткие депеши типа «Вавилон — наш!».

Эту «биотехнологию» вспомнили в конце XIX века, и подразделения голубиной почты появились во многих европейских армиях. На Первой мировой войне в Русской императорской армии было 10 военно-голубиных станций, и птицы верно служили связистами, доставляя с передовой в штабы голубеграммы с боевыми донесениями. На вооружение Красной армии голубиная связь была принята в 1929 году, а с начала 1931-го в Москве начали специально обучать «военнообязанных» птиц. В Останкине был создан специальный питомник, где крылатых солдат дрессировали доставлять корреспонденцию по маршрутам, а затем обученных птиц передавали военным.

Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

То, что «военнообязанные» голуби не напрасно клевали свое пайковое зерно, стало ясно на Великой Отечественной войне. А вот «штатским» птицам не повезло. Осенью 1941 года, когда фашистские танки полным ходом шли на Москву, столичных голубеводов «в целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц», обязали сдать всех питомцев на Петровку, 38. За утаенных сизарей грозила «суровая ответственность по законам военного времени». Немцы же на захваченных территориях расстреливали голубеводов...

Боевое крещение голуби-солдаты получили в дни Битвы за Москву. Голубиные станции находились у метро «Университет» и у Рижского вокзала, в Новогирееве и на Калужской улице. Крылатые связисты использовались для оперативной связи командования с подразделениями на передовой. В рейды по тылам противника птиц брали с собой и разведчики. Надежность голубиной связи позволяла доставлять в штабы даже важнейшие документы, захваченные у противника! Голуби воевали и гибли как солдаты: потери составили более 30 процентов пернатого «личного состава». Но Останкинский питомник продолжал поставлять новобранцев. За участие в обороне Москвы были награждены 30 солдат-голубеводов.

В войну голубями было доставлено более 150 000 голубеграмм. Потом птиц вытеснили техсредства связи. После войны в бывшем питомнике вывели новую породу — Останкинского белого голубя. Внешностью эти красавцы наиболее соответствуют представлению о «птице мира».

amp-next-page separator