Нобелевская премия мира — да кому она нужна
Да, кандидатуру Трампа уже выдвинули. Это сделал самый молодой депутат эстонского парламента Яак Мадисон. За то, что тот стал первым президентом США в течение последних 30 лет, при котором Америка не начала ни одной войны. Кроме того, добавляет эстонец, под руководством Трампа было заключено несколько мирных соглашений на Ближнем Востоке, которые помогли обеспечить стабильность и покой в регионе.
Да, выдавать Нобелевскую премию мира за неначатые войны — это издевательство. По сути, выплата рэкетиру денег за то, что он не сжег твой магазин. Однако достижение Трампа не в этом, а в том, что господин Мадисон сказал после слов «кроме того». Возможно, до эстонского депутата еще не дошло, но Трамп заключил не просто «несколько мирных соглашений». Во-первых, под его руководством был сделан колоссальный скачок на пути к завершению арабо-израильского конфликта. И дело даже не в том, что при Трампе число арабских стран, признавших государство Израиль, выросло в два раза: к Египту и Иордании присоединились Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн. Или даже в 2,5 раза, если добавить сюда Судан.
Дело в том, что соглашения с ОАЭ и Бахрейном являются первыми шагами на пути к нормализации отношений между Израилем и другими странами Персидского залива, прежде всего с Саудовской Аравией. А это вкупе с другим достижением Трампа — признанием Иерусалима столицей Израиля — изолирует и ослабляет главных противников мира на Святой Земле — палестинскую администрацию, привыкшую получать иностранную гуманитарную помощь и ни за что при этом не отвечать. То есть Трамп не просто поспособствовал примирению израильтян и арабов, но и вывел из тупика палестино-израильское урегулирование. И это все является настоящей причиной того, почему Дональду Трампу (или его зятю Джареду Кушнеру, курировавшему Ближний Восток и тоже выдвинутому в число соискателей) как раз нужно было дать Нобелевскую премию.
Однако ее ему не дадут. И не только потому, что европейские псевдолибералы разделяют ненависть своих американских собратьев по отсутствию разума к Трампу и не хотят его героизировать. А потому, что Нобелевская премия мира — это уже давно не про глобальный мир. В лучшем случае премия вручается какому-нибудь лидеру за разрешение локального столкновения: например, премьеру Эфиопии Абию Ахмеду Али, который получил ее в 2019 году за разрешение пограничного конфликта с Эритреей, а затем в 2020 году начал войну против сепаратистов из эфиопской провинции Тыграй. В худшем — ее дают распиаренным правозащитникам или профессиональным популистам. Многие из которых, без сомнения, делают важное дело — борются за права женщин или доступность образования, но это имеет мало общего с обеспечением мира во всем мире.
Фактически Нобелевская премия мира превратилась в этакий либеральный междусобойчик. И даже когда появляются реальные кандидаты не из либерального круга, которых нельзя игнорировать (например, Владимир Путин, который должен был получить ее в 2013 году за лишение Сирии химического оружия), премию дают не им, а мальчикам по вывозу из ОЗХО, которым Путин и Обама просто поручили осуществить надзор за этим вывозом.
Именно поэтому Трампу и Кушнеру Нобелевская премия вряд ли светит. И это сочтут справедливым, ведь в этом году у нее такие «достойные» кандидаты! Например, снятая с пыльной полки истории Грета Тунберг, чьи безумные мечты о прекращении авиаперелетов сбылись, и видно, как мир от этого счастлив. Или же движение мародеров и погромщиков Black Lives Matter, прославившееся уничтожением собственности «белых расистов» — магазинов и домов — и наплевательским отношением к закону, который для них не писан. Или, например, призрак белорусского либерализма, бродящий сейчас по Европе, — Светлана «Хуанита» Тихановская, которую страны ЕС себе на беду признали, как в свое время Хуана Гуайдо в Венесуэле, избранным президентом Белоруссии.
Если истинная справедливость не восторжествует, то Нобелевская премия окончательно себя дискредитирует. Тогда здравомыслящим силам нужно будет создавать ее аналог — настоящую Премию мира. Чтобы ею поощрять тех людей, которые действительно пытаются прекратить войны на нашем общем земном шарике.