17 лет «Фейсбуку»: взгляд из бездны соцсетей

Технологии
4 февраля исполняется 17 лет социальной сети «Фейсбук». «Мордокнига», как часто называют ее в русскоязычном сегменте интернета, — ровесница многих современных молодых людей.

Вероятно, в будущем в социологию из публицистики перейдет термин «поколение «Фейсбука», который будет обозначать тех, кто с детства слился с интернетом, а не узнал о нем в сознательном возрасте.

Впрочем, и «старички» не отстают. Лично я подключился к Сети только на первом курсе университета, как и многие мои одногруппники. Детство наше и юность прошли среди традиционных дворовых забав, книг и телепередач. Но и адаптация к новым коммуникациям прошла довольно быстро. У нас была альтернатива, у нынешних ее, похоже, нет. Соцсети во многом заменили дворовую компанию. Едва ли не большая часть общения теперь проходит в режиме онлайн, когда собеседники не покидают свои жилища. Но не только общение. «Девочка, живущая в Сети», — пела в начале 2000-х Земфира. Романтический когда-то образ стал сегодня нормой. Пользователи наполняют соцсети тщательной фиксацией всех событий, произошедших с ними в жизни, стремятся рассказать всем своим подписчикам, как они путешествовали, ели, гуляли, болели, ходили по магазинам. Обыденность эта, которая у всех примерно одинакова, находит живой отклик.

4 февраля исполняется 17 лет социальной сети «Фейсбук» / Фото: PHOTOXPRESS

Сегодня ты поставил «лайк» мне, а завтра — я тебе. Немало прецедентов, когда друзья или пары расставались из-за не поставленного вовремя «лайка»: «Ты что, больше меня не любишь? Не дружишь со мной?».

Что же такое социальные сети? Президент России Владимир Путин на недавней встрече с учителями сказал, что современные информационные платформы все больше и больше начинают управлять сознанием. С этим трудно не согласиться. Долгое молчание в соцсетях сегодня воспринимается как один из вероятных признаков тяжелого недуга, серьезных неприятностей или даже смерти. Мысль, что, возможно, человек просто устал от онлайн-общения — смешных картинок в ленте новостей, демотиваторов, рекламы, которая не прекращается, хоть тресни, приходит в голову последней.

Сегодня не нужно быть супераналитиком, чтобы буквально за 10–15 минут вычислить круг общения, интересы, родственников, места, где часто бывает человек, который активно присутствует в соцсетях. Открытая информация — штука обоюдоострая. Человеку свойственно любопытство, причем анонимное любопытство, когда можно подглядывать в щелку. Но, узнавая что-то о других, будь готов, что и о тебе будут многое знать. Информация — это важнейший ресурс, который дает рычаги управления как индивидом, так и толпой.

amp-next-page separator