Стратегические точки роста Москвы
Тем не менее за последние годы в принятой концепции развития города появилось несколько больших центров, создание которых является сегодня безусловным приоритетом для Москвы. Транспортная, градостроительная стратегии направлены на разгрузку существующего центра. О чем именно идет речь? Это Кремль, это «Москва-Сити», это очень большой и важный центр в районе Южного порта, который активно застраивается, — с новыми набережными и общественными пространствами, это Коммунарка как центр Новой Москвы.
«Москва-Сити» — это примерно 2100 гектаров территории и 17,3 миллиона квадратных метров застройки. Гигантский район, сопоставимый по будущему валовому продукту и объему застройки с территорией в пределах Садового кольца.
Южный речной порт сам по себе, даже не включая застраивающуюся территорию бывшего Завода имени Лихачева, — это тоже гигантская территория площадью 181,1 гектара. Территория с новой перспективной застройкой и огромным количеством перспективных рабочих мест. Она находится на реке, поэтому будущее активное регулярное транспортное движение по Москве-реке — это тоже один из приоритетов города, над которым мы активно работаем, строя сеть пассажирских причалов. Также проектом застройки территории предусмотрено создание огромного транспортно-пересадочного узла, куда можно будет попасть на метро и наземном транспорте, по воде и даже по канатной дороге с другой стороны реки.
Коммунарка — это центр Новой Москвы. Туда уже проведены две ветки метро, реконструировано шоссе, реализуются огромные объемы строительства, включающие полный комплект функций: жилую, офисную, спортивную, большой культурный кластер. Ряд объектов уже построен, к примеру, здание префектуры, а также крупное современное медицинское учреждение.
Думаю, что в горизонте планирования 5–10 лет мы увидим серьезное развитие по всем этим точкам, и Москва станет более полицентричным городом, чем сегодня.