Импичиада в действии: как Дональд Трамп опять всех переиграл
Да, Сенат поддержал принятое ранее соответствующее решение Палаты представителей, но лишь 57 голосами против 43 (то есть проголосовали все демократы плюс семеро республиканцев). Однако для поддержки импичмента нужно 2/3 голосов, то есть 67. Демократам не хватило десяти республиканских, выражаясь словами Юлии Тимошенко, «тушек».
А они старались. Подконтрольные им СМИ, то есть почти все мейнстримовые американские издания, неделями писали о том, что Карфаген (то есть Трамп) должен быть разрушен. С республиканскими сенаторами шла закулисная работа. Допускаю, что с привлечением спонсоров, поскольку в свободной демократической Америке практически невозможно избраться в Сенат без многомиллионных вложений в предвыборную кампанию со стороны владельцев крупного капитала. На самом заседании ответственные за процесс импичмента политики почти 13 часов рассказывали сенаторам о грехах Дональда Трампа, за которые его обязательно нужно наказать, пусть даже посмертно (в политическом, естественно, плане — после отставки).
И им было зачем стараться. Кто-то скажет, что демократами двигала месть — упорное желание все-таки впаять ненавистному Трампу импичмент, доказать всем и вся возможность завалить республиканца не через фальсификацию выборов, а через закон. Скажет — и будет прав, но это лишь один из мотивов демократической импичиады.
Другие будут уверять, что демократы просто хотят выключить Трампа из политической борьбы. Импичмент не просто приводит к отставке, он навсегда отлучает от политики. И если бы Сенат поддержал эту процедуру, то Трамп бы не смог ни баллотироваться в Конгресс в 2022 году, ни участвовать в выборах президента в 2024-м. Уверяют — и будут правы, но это лишь второй мотив демократической импичиады.
Главный же, третий, мотив — это создать республиканский «паровозик» в политическое забвение. Если Сенат объявит импичмент Трампу по делу о попытке госпереворота, то он легализует в юридическом пространстве сам переворотный факт, потому что пока это лишь домыслы демократов и журналистов. А одна из поправок к Конституции США гласит, что те, кто участвовал в перевороте или помогал путчистам, не могут более занимать выборные должности. То есть в случае объявления Сенатом импичмента «вагончиками» к выбрасываемому из политики Трампу прикрепят тех республиканцев, кто поддержал его лозунг о фальсификации выборов, и вообще всех, кто заступался за своего президента. Фактически демократы получат инструмент для мощнейшего прореживания Республиканской партии от опасных для демократов лиц. И тем самым захватят власть в США на долгие годы.
Почему же тогда импичмент не прошел? Во-первых, потому, что он несправедлив. Эмоции демократических агитаторов разбивались о закон и прецедентное право. Да, Трамп оспаривал результаты выборов 2020 года. Но, как отмечали адвокаты бывшего президента, демократы точно так же оспаривали итоги президентских выборов 2016 года. И не просто оспаривали, а еще и запустили целое расследование о том, помогла ли Россия ему победить. Да, Трамп поддержал протестующих у Капитолия. Однако демократы точно так же поддержали мародеров из движения Black Lives Matter, громивших американские города. И не просто поддержали, а оказали им всяческое содействие: например, мэры-демократы не позволяли ни полиции, ни национальной гвардии навести порядок на улицах. Заметим, никого за это не судят, тем более не предъявляют обвинения в попытке силового захвата власти. Почему же нужно судить Трампа? Увы, таков сейчас градус политической риторики в США: степень ненависти правого крыла республиканцев и левого крыла демократов друг к другу зашкаливает.
Во-вторых, республиканские сенаторы боялись за свое электоральное будущее. Их избиратели в массе своей боготворят Трампа. И вряд ли готовы будут проголосовать за кандидата, который предал их и своего президента. Поэтому среди семи перебежчиков шестеро — это те, кто совсем или временно не боится народного гнева. Так, первого — Митта Ромни — в Юте любят больше, чем Трампа. Двое других не собираются переизбираться в Сенат. Это их последний срок. Еще у троих перевыборы будут аж в 2026 году. По сути, лишь одна из этой «омерзительной семерки» — сенатор Лиз Мурковски из Аляски — пойдет на перевыборы в 2022 году. Мадам сильно рискует.
В-третьих, очнулась Республиканская партия как минимум потому, что поняла все последствия процедуры импичмента. Дело в том, что в окружении бывшего президента заговорили о создании новой партии (условной «Патриотической»). Если бы она была создана, если бы за нее проголосовало хоть 10 процентов республиканского электората, то позиции республиканских кандидатов оказались бы сильно размыты. С учетом специфики американских выборов это привело бы к тому, что текущие однопартийцы Трампа потеряли бы все шансы на то, чтобы снова получить большинство в Конгрессе или занять Белый дом. Поэтому партия защищала не Дональда Фредовича, а себя.
Конечно, все это не означает, что демократы успокоятся и оставят Трампа в покое. Его будут преследовать новыми исками, попытаются посадить за налоговые преступления. Однако об этом экс-президент подумает завтра. Сегодня он вполне может праздновать победу.