Комнаты или палаты: что происходит в клабхаусе

Технологии
Кругом только и разговоров, что о клабхаусе. Кто-то новое приложение сравнивает с радио, кто-то говорит, что это такая социальная сеть для любителей голосовых сообщений. Или просто для поиска интересных собеседников.

Можно сказать, что я, как и сотни других пользователей, был свидетелем зарождения клабхаус-культуры в России. Давайте честно: если бы эту социальную сеть изобрел Вася Петров из Костромы, никто бы ей никогда не воспользовался, а друзья сказали бы разработчику:

— Вась, ну ты че? Что это за виртуальные комнаты? Кто в них сидеть-то будет часами? И как тут делать всякие воронки продаж?

Но приложение изобрел не Вася из Костромы, и помогли раскрутиться клабхаусу не Васины друзья, а американские селебрити — Илон Маск, Канье Уэст, Марк Цукерберг, Джаред Лето и прочие. С их легкой руки клабхаус ворвался в Россию как очередной циклон и спрятал в своих укромных комнатах российских випов. Вслед за ними потянулись журналисты: «Олег Тиньков в клабхаусе заявил...» и «Соловьева забанили...». А там, где журналист, — там и его сводный брат пиарщик. И понеслось-поехало. Ключевым стал вопрос: «Как тут продавать?» Пришли инфоцыгане разных мастей — учителя рынка акций, тренеры успеха и интерпретаторы дизайна человека — и тут же нашли ответ: «Вот так здесь продавать!» Позже подоспели власти, внеся свою посильную лепту в раскрутку клабхауса: изо всех углов посыпались сообщения о несоответствии «закону Яровой» и призывы о необходимости проверок, угрозы, что приложение будет удалено.

Следом подсуетилась никогда не отстающая когорта смекалистых мошенников. Они начали продавать инвайты — приглашения, без которых в приложение нельзя войти. Одним словом, клабхаус зашумел на русском языке. Политологи в наутюженных рубашках, креативщики в худи, бизнесмены с волевыми взглядами — несть числа аватаров с микрофонами, пытающих друг друга сложноподчиненным нарративом экспертных речей. Да и фейковая Пугачева пришла в конце-то концов!

Приложение доступно только для пользователей айфонов / Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Пока рано говорить, плох ли клабхаус или хорош. Для себя я выделил, пожалуй, несколько важных пунктов. Во-первых, по-настоящему массовым клабхаус в России вряд ли станет. Мой прогноз — чуть больше миллиона пользователей за ближайшие полгода. Это не так много для целой социальной сети. И тут играют роль два ключевых фактора. Приложение доступно только для пользователей айфонов. По статистике продаж, Apple из года в год уступает лидерство смартфонам азиатских брендов. Это значит, что российская аудитория клабхауса пока ограничена яблокоманами. Второй фактор — время. Мы уже привыкли к формату длинных интервью на YouTube, привыкнем ли к длинным разговорам без записей? На первый взгляд кажется, что удобнее всего слушать клабхаус в машине: включаешь его вместо радио и толкаешься себе часок-другой в пробках вместе с соседями по комнате. Но и так не получается найти абсолютную зону комфорта, поскольку социальная сеть подразумевает активное участие пользователей, а надо следить за дорогой.

Следующий тезис о клабхаусе лаконично вытекает из предыдущих — приложение, скорее всего, будет дорабатываться. Мы увидим массу новых функций, которые привлекут среднестатистического россиянина. Практика моего многолетнего анализа показывает, что обсуждать маркетинговые тренды и сидеть в комнате с коучами — совершенно не народная забава, а заморочка околоинтеллектуальной прослойки. Да и слабо работает сарафанная реклама, что клабхаус делает всех ближе к звездам. Там действительно много публичных персон, но близки к ним только модераторы, а чем это отличается от трансляции из пресс-центра ТАСС? Пока не вполне понятно.

Наконец, в-третьих, если вам показалось, что я пытаюсь кислотно критиковать новинку, то это не так. Объективно нужно признать и положительную сторону: стараниями всевозможных лидеров общественного мнения российская аудитория в клабхаусе уже есть — около двух сотен тысяч человек. И развлечения тут можно найти на любой вкус: был я в комнатах, где обсуждали грибы, где играли в «Что? Где? Когда?», где вполне серьезным тоном преподаватели размышляли о современных образовательных кейсах. Модно, молодо и круто.

Теперь ждем появления периферийного рынка вокруг клабхауса. Например, сегодня есть запрос на тех, кто просто будет сидеть и слушать спикеров в комнатах, созданных пиарщиками и маркетологами. Но так как сложна система регистрации (только через инвайт от друга), то повезло тем, у кого есть много друзей с айфонами. Запросто можно собрать свою команду, которая будет играть за деньги роль слушателей. И такие услуги скоро появятся, поверьте мне. Там, где есть белый рынок, есть и серый.

amp-next-page separator