Герои нашего времени: Гагарин, Путин, Человек-паук
Обнаружилось забавное: более четверти участников опроса назвали героями своих близких родственников. Мамы, папы, бабушки и дедушки — лучшие образцы поведения для наших отроков и подростков. Кажется, конфликт отцов и детей, который отравлял жизнь предыдущим поколениям, наконец-то сглажен, и это можно только приветствовать.
Прочитав такую лестную для взрослых информацию, уже морально готовишься к дальнейшим приятным открытиям. Раз наши потомки так высоко ценят нас, значит, и наши ценности разделяют. Сейчас они вспомнят великих исторических деятелей, героев Второй мировой, летчиков-космонавтов. Ничего подобного. Второе место в рейтинге кумиров школьники отдали персонажам кино и мультфильмов.
10 процентов ребят проголосовали за Железного человека, Человека-паука и некоего Наруто («Википедия» подсказала, что это подросток-ниндзя, персонаж японских аниме, мечтающий о подвигах и славе). Если бы мой ребенок избрал себе ролевым образцом кого-то из этих троих, я задумалась бы о визите к детскому психологу. Допустим, чадо хочет быть похожим на Человека-паука: странноватого парня в трико, который постоянно вляпывается в неприятности, состоит на учете в полиции, не умеет строить отношения с людьми, боится женщин, а свои проблемы решает пусканием чудодейственной слюны... Есть от чего прийти в отчаяние!
Многие возразят: ну что такого? Всего десятая часть юношества имеет своеобразные представления о героизме. Зато пять с половиной процентов, согласно тому же опросу, отдали должное героям Великой Отечественной войны. Три процента — Юрию Гагарину. По два с половиной — врачам и президенту Путину. Пугает другое: 23,4 процента подростков вообще затруднились ответить, на кого они хотели бы быть похожими. Вот это, кажется, многовато.
Мы всегда полагали, что наша обаятельная культура с ее могучей историей и обширной географией надежно защищает каждое новое поколение от излишней вестернизации, японизации и прочей глобализации. Однако «героический чин» для подростков нужно обновлять хотя бы иногда. На «Молодой гвардии», на пионерах-героях «ездили» три послевоенных поколения юношей и девушек. Однако к закату СССР этот пантеон уже, как говорится, не работал. И вот спустя пару поколений на пустое «свято место» приполз Человек-паук.
Что ж, настало время сформировать у поколения будущих взрослых новую модель героизма. Модель мирного времени, когда необязательно рисковать жизнью, не нужно пускать чудо-слюну, но можно сделать много хорошего и полезного.