Полностью уйти в онлайн невозможно

Финансы
Москвичи резко сократили потребительскую активность. В прошлом году число покупок снизилось на 39 процентов, подсчитали в одном из крупных банков.

Вместо посещения магазинов покупатели ожидаемо переходят в онлайн. Что будет с розницей? Не закроются ли в столице многие торговые точки? Я думаю, все будет зависеть от эпидемической ситуации. Если случится третья волна коронавируса или появится какая-то новая эпидемия, то многим магазинам, в том числе продуктовым, грозит банкротство. Закроются те, кто либо делает ставку исключительно на офлайн, либо уделяет недостаточно внимания развитию онлайна. Дело в том, что в последние десять лет доля электронной коммерции на рынке растет, пандемия лишь усилила этот процесс. Продавцам, не желающим считаться с этой тенденцией, будет непросто.

Я предполагаю, что онлайн-покупки в любом случае будут расти. Дело в том, что они выгоднее как покупателям, так и продавцам. Людям не нужно выходить из дома, идти или ехать в магазин, тратить время на перемещение по торговому залу, потом в очереди к кассе, затем — на дорогу домой. Продавцам же онлайн удобен тем, что товар не нужно доставлять в магазин, а торговать им можно прямо со склада, то есть из распределительного центра. Также идет экономия на аренде помещения под магазин, зарплату кассирам, охранникам, менеджерам зала, уборщикам и т. д.

Полупустой торговый центр в Москве / Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Онлайн-продажи выгоднее «живых», тут никаких сомнений. Другой вопрос, что, я уверен, никакая крупная торговая сеть не сможет полностью уйти в онлайн. По крайней мере, в ближайшие годы. Дело в том, что даже в продвинутой Москве большинство покупателей по-прежнему хотят ходить в магазины, видеть, трогать и нюхать продукты, внимательно читать этикетки. Плюс есть люди, которым просто сложно, например в силу возраста, покупать через интернет. Они никогда не будут совмещать офлайн и онлайн, а просто продолжат ходить в магазины.

В общем, я убежден, будут развиваться оба формата торговли. И выживет тот из продавцов, кто максимально хорошо освоит оба. Что касается покупателей, большинство из нас будут совмещать офлайн и онлайн, в том числе и приобретая продукты. Возможно, уменьшится число поездок в гипермаркеты и крупные торговые центры, где мы привыкли закупаться на неделю, а то и на две вперед. Многие будут экономить свое время и деньги на бензин. Но вот ходить в магазины шаговой доступности мы вряд ли перестанем. Хотя, я не исключаю, число визитов туда тоже несколько сократится.

amp-next-page separator