Только феминизм! И никакого равноправия...
Как в 1893 году Новая Зеландия первой из стран предоставила женщинам право голоса, так и сбылась — страна за страной — мечта суфражисток. В России женщин уравняли во всех правах с мужчинами сразу после Октябрьской революции. В США как с отменой рабства отстали от России, так и с предоставлением права голоса «слабому полу»: это случилось лишь в 1920 году. Однако борьба продолжалась. В 1960-х годах возник так называемый радикальный феминизм, который, по сути, поставил под сомнение традиционное распределение ролей в обществе, каковое даже не всегда формально закреплено в законах. Пора кончать с «патриархатом» — провозгласили эти феминистки. И добились на этой стезе немалого.
Некоторые представители радикального феминизма активны и сейчас, выступая в поддержку полного размежевания мужчин и женщин в обществе и культуре. Есть те, кто ставит под вопрос само значение понятий «мужчина» и «женщина». Другие додумались до того, что роли и половая идентификация, а также сексуальная принадлежность обусловлены «всего лишь» общественными факторами, но никакой не матерью-природой. Есть даже такие экстремистки, которые считают, что если бы в мире было меньше мужчин, то он от этого стал бы только лучше.
Современный феминизм на Западе постоянно развивается. Сейчас он развернул борьбу за права женщин в еще большем их разнообразии, поскольку сложнее стало само современное общество. Это уже фокусирование не столько на политических правах, сколько на отчасти экономических, но еще в большей мере социальных. А также сексуальных. Общественно-политическая активность современных феминисток (к которым, надо сказать, теперь присоединяются часто и мужчины-феминисты) сосредоточена на таких проблемах, как права деторождения, домашнее насилие, отпуск по беременности и родам, равная заработная плата, сексуальное преследование, дискриминация и насилие. Тут и такие специфические проблемы, как насильственное обрезание в каком-нибудь Судане, так и более понятная нам тема ограничения карьерного роста в развитых странах. Основной постулат — права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью.
Современный западный феминизм при этом порой забывает о своих истоках — о том, что изначально целью было равноправие с мужчинами прежде всего в политике и экономике. Но сам термин «равноправие» многими радикальными феминистками, по сути, забыт. Или выброшен на свалку истории сознательно. Феминизм в их исполнении — это нечто против мужчин, против «маскулинности», отдающее порой мужененавистничеством.
Считается, что страной победившего феминизма является Америка. Хотя женщин там по-прежнему не так много в топ-менеджменте корпораций, да и в конгрессе. Зато в армии они служат вполне на равных. А уж если дойдет до развода, то экс-мужа «разденут» и «поставят на счетчик» алиментов так, что мало не покажется. Тем не менее более 60 процентов американок считают, что термин «феминистка» к ним подходит. Они, кстати, преимущественно голосуют за демократов.
Ну а что у нас? Российское общество считается ведь более традиционалистским. Сама по себе идея равенства полов в плане политических и экономических возможностей не подвергается сомнению большинством. Две трети россиян (по данным ВЦИОМ) считают, что нужно стремиться к еще большему равенству. 59 процентов выступают за одинаковые обязанности полов. Не стремятся к равным правам 33 процента граждан, к равным обязанностям — 37 процентов. Феминизм как движение (хотя как такового в виде оформленного движения в нашей стране его нет) поддерживают не более трети россиян. Среди молодежи таковых побольше — до 44 процентов.
По большей части население нашей страны считает феминизм с его современными западными «заморочками», включая озабоченность пресловутым харассментом (сексуальное домогательство), неактуальным для России. Так, согласно данным соцопроса, который провела компания «Михайлов и Партнеры. Аналитика» совместно с ТАСС, лишь 24 процента россиян считают проблему неравенства между мужчиной и женщиной важной, а 42 процента мужчин и 27 процентов женщин считают ее абсолютно неактуальной. Актуальными проблемы харассмента и домашнего насилия полагают 17 процентов и 39 процентов опрошенных соответственно. Еще россияне в большинстве своем (70 процентов) одобряют женщин, зарабатывающих больше мужчин. Но при этом не готовы принять женщин, концентрирующихся на карьере: такой выбор одобрил 31 процент опрошенных.
Большинство респондентов положительно относятся к мужчинам, берущим на себя домашние дела (85 процентов), даже уходящим в отпуск по уходу за ребенком (63 процента) или ведущим домашнее хозяйство полностью (53 процента). 73 процента россиян (66 процентов мужчин и 79 процентов женщин) высказались за равноправие в семье, но 24 процента все-таки выступили за главенство мужчины.
Так что, судя по этим опросам, Россия не такая уж патриархальная страна, как полагают некоторые. Однако и феминизма — ни как массового движения, ни как распространенного общественного настроения — у нас тоже нет. С чем мы всех нас и поздравляем.