/ Фото: rg.ru

Свобода пуще неволи

Общество
Меня попросили недавно дать интервью на тему — чем сегодняшние 30-летние отличаются от 30-летних моей молодости. Я сначала опрометчиво согласился, а потом стал думать: а чем они отличаются-то?

Честно сказать, по большому счету — ничем. Так же влюбляются, женятся, заводят детей, изменяют, расходятся, опять влюбляются. Так же озабочены карьерным ростом и повышением собственного благосостояния. Так же сбиваются в компании по интересам, ходят на футбол и дискотеки.

И все же одно существенное отличие есть. И заключается оно в том, что сегодняшние ребята выросли и сформировались в условиях отсутствия тоталитарной несвободы. А это сильно меняет дело. Я помню, как много лет назад сидел в одной довольно номенклатурной, но молодой компании, собравшейся в связи с предстоящей встречей Нового года. Включили, естественно, телевизор, чтобы не пропустить полуночный звон Кремлевских курантов. А там, в телевизоре, был весь обвешанный геройскими звездами генеральный секретарь, который по традиции шамкал новогоднее поздравление советскому народу. И тут один из нашей компании возьми да брякни, показав на пиджак со звездами: «А нашу-то елочку все наряжают». За столом воцарилось неловкое молчание. Испугались.

Сейчас молодым ребятам и в голову не придет трястись по такому пустячному поводу. Страх ушел. Они появляются на свет с внутренним ощущением свободных людей, и это, возможно, и есть то фундаментальное отличие прежней жизни от жизни нынешней.

Я отнюдь не идеализирую. Конечно, все у нас, в том числе и свобода, как бы не стопроцентное, «второй свежести», на всем — отпечаток тех прежних десятилетий. Но это чувство свободы, с которым рождаются нынешние ребята, — нет, нам такими уже не бывать.

Недавно в Египте, на восточном побережье Синайского полуострова, я познакомился с тремя молодыми людьми, которых принято называть дауншифтерами. Один, бывший вполне благополучный московский журналист, теперь постоянно живет на берегу Красного моря и отсюда по Интернету руководит своей небольшой консалтинговой компанией. Другой (недавний столичный программист) приехал к нему погостить из Индонезии (остров Бали), где тоже нашел свое счастье. Третий (тоже бывший выпускник МГУ) пытается наладить турбизнес на таинственном острове Сокотра в Индийском океане. Для них это дело вполне обычное — жить там, где хочется, и заниматься тем, что душа пожелает.

И обратно в стойло этих ребят не загонит уже никакая сила.

amp-next-page separator