«За час до рассвета» всем лучше поспать
В сериал «За час до рассвета» была заложена мясная кость — кто не любит боевики с ноткой ретро? Да и продукты на загляденье: Хабенский, Ваха, Смольянинов, Ржавый (пардон, Бурковский), Белбородов, звезда «Чик» Алена Михайлова. Приправили смесь лексическими фишками в духе неповторимой «Ликвидации» и зэковским арго, наплескали крови, показали голые груди. Вот уже и забулькало под крышкой. Ну, снимем пробу! А вкуса нет. И сметана в виде мадам Загадки не спасает.
Даже перепроверила: не иронический ли, часом, продукт? Никак нет! Объяснили же: сэ — нуар. Ну как же сразу не поняли... Стиль нуар — это ж золотой век Голливуда, когда карьеру сделали Митчем и Уэллс, Бэколл и Богарт! Хорошо, нуар — так нуар. Но и тут — облом! Китч и сюр не есть нуар. И им, если что, как фиговым листком, не любой срам прикроешь. Вот что снимать было весело, впав в блаженную радость сотворчества, — верю. Но перемудрили, перебалагурили.
Конечно, право режиссера — выпятить губу и сослаться на узколобость недалекого зрителя, который ничего не понял. Виноваты, панове, так и есть. Но не вышел суп. И сюжет есть закрученный, и аллюзии с известными картинами угадываются, но кричишь «Не верю!», причем ни во что, с первого кадра, и смотреть сериал и скучно, и грустно, да и руку особо подать некому — никто не симпатичен. По ходу действия герои, правда, меняются, показывая свою многогранность, но выходит с натяжкой.
А так — Хабенский ходит и курит, курит и ходит, иногда до боли напоминая Меглина из сериала «Метод». От бесконечного сеанса пассивного курения устаешь. Хочется заглянуть под раскидистую шляпу и уточнить: «Куда вас, сударь Константин Юрьевич, к черту занесло?!» Хороши оба Артура, Смольянинов и Ваха, но порой кажется, что и они переглядываются:
— Граф, а что мы тут делаем?
— Не знаю, Буян…
От вскриков отлично, кстати, сыгравшего уркагана Кота Максима Белбородова тоже устаешь: многовато верещит. Но и как иначе, ведь широкими мазками набросали образ: ему то нежности подай, то голых проституток, он то клоунски падает со стула, то молотит труп ногами — зачем без меня подох? Драматургия!
Конечно, зритель глуп. Конечно, не понимает и не ценит, тупица. Но приходит и к нему запоздалое откровение. Тоскливый нуар в сериале «За час до рассвета» — это не стиль и не жанр, а состояние после просмотра.