Почему так вредно поддаваться панике

Экономика
Инфляционные ожидания населения частично основаны на объективных фактах. Например, на том, что люди наблюдают рост цен на продукты. Другая половина инфляционных ожиданий граждан обусловлена психологическим восприятием окружающей действительности.

Если говорить о самых обычных потребителях, то ожидания в большей степени касаются того, что люди наблюдают в продовольственном секторе. А видят они рост цен на технику, автомобили и увеличение стоимости транспортных и многих других услуг. Сами по себе инфляционные ожидания — это фактор, который относится не столько к точным экономическим индикаторам, сколько к психоэмоциональному восприятию происходящих экономических процессов.

Люди примерно представляют на уровне своих ощущений, что может случиться в финансовом секторе страны в будущем. И на основе этого выстраивают свое потребительское поведение. Конечно, этот показатель как таковой имеет право на существование, но нельзя сказать, что он объективен.

Центральный банк Российской Федерации / Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Думаю, самый лучший вариант в этой ситуации — придерживаться умеренных инфляционных ожиданий. Иначе можно поддаться панике и, скупая те или иные товары, увеличить и так высокие цены. И произойдет это не из-за того, что торговцы чувствуют, что люди готовы к повышению стоимости на тот или иной продукт или услугу. Дело в другом: из-за ажиотажа баланс спроса и предложения становится неустойчивым, и цены растут.

Сильно на инфляционные ожидания повлияли и падение доходов населения, и изменение структуры потребительского спроса. Из-за последнего фактора начали расти цены на определенные товары и услуги. Люди не будут отказываться от некоторых товаров, просто потому что не могут их не покупать.

Конечно, базовая инфляция существует. Она таргетированна, то есть ее рамки примерно заданы, а Центральный банк следит за всеми этими процессами настолько внимательно, насколько это возможно. То есть благодаря этому процессу создается ценовая стабильность за счет процентной политики. И если Центральный банк продолжит придерживаться таргетирования, то, соответственно, и инфляция, и цены на товары потребительского спроса тоже будут держаться на приемлемом уровне. Стоит ожидать, что в ближайшие 12 месяцев ситуация будет умеренной. Этим займется ЦБ, который пересматривает уровень ключевой ставки ежемесячно.

amp-next-page separator