Кто боится русского хакера

Политика
Тема русских хакеров продолжает оставаться одной из главных в США. На днях американская разведка опубликовала очередной доклад о вмешательстве в выборы из-за границы. России приписали «попытки влияния», но на сей раз не нашли фактов в виде тех же кибератак, в которых нашу страну обвиняли после выборов 2016 года.

К тому же, еще не затих скандал, связанный с компанией SolarWinds, через софт которой якобы хакеры атаковали более 250 государственных организаций США и частных корпораций. В течение минимум девяти месяцев русские имели возможность проникать в сети столь разных организаций, как Минфин США, Пентагон, Министерство энергетики или Университет штата Айова. Массированную атаку приписали СВР, хотя доказательства тому — из разряда highly likely.

Говоря о «небывалых масштабах» этих кибератак, американские спецслужбы не делятся информацией о том, а что же такого ценного планировали узнать коварные русские. Выдвигаются предположения, что, например, в сетях Минэнерго могли интересовать планы так называемого черного старта — возобновления подачи энергии после катастрофического блэкаута. С Пентагоном все понятно. Что касается разных НКО и университетов, то они просто купили софт от SolarWinds с вредоносными вставками, но не были первоочередными целями хакеров.

В принципе, кибершпионаж не является в этом мире уникальным явлением, на котором специализируются исключительно русские из СВР. Китай активно занимается этим по всему миру, на это выделены огромные ресурсы. Однако в последнее время тема «китайских хакеров» в Америке не педалируется. Во-первых, китайцы если и продолжают активность, то делают это с осторожностью после того, как еще во время администрации Обамы на самом высшем уровне было заключено соглашение о «киберненападении». Во-вторых, экономические связи США и КНР столь обширны, что приходится находить компромиссы по самым острым темам.

Фото: pixabay.com/Lukas

Владимир Путин еще в первые месяцы правления администрации Трампа тоже предлагал договориться о некоем контроле за «кибервооружениями» и прописать правила игры в киберпространстве. Однако эти предложения были Вашингтоном отвергнуты. Зато на теме «русских хакеров» выросла целая инфраструктура, со своими начальниками и, главное, финансированием. В рамках Агентства национальной безопасности было создано подразделение Киберкомандования во главе с генералом Полом Накасоне. По состоянию на 2019 год его финансирование составляло 610 млн долларов. Планируется увеличение бюджета. Для этого нужны, понятное дело, «страшные угрозы».

По аналогичной схеме работают и частные корпорации. Так, в декабре президент Microsoft Брэд Смит, давая показания в комитете по разведке Сената США на тему кибератак через SolarWinds, сообщил, что у его компании имеются доказательства причастности к этому русской разведки. И вот теперь, в рамках пробитого через Конгресс администрацией Байдена пакета чрезвычайной помощи экономике в размере 1,9 трлн долларов, корпорация Microsoft претендует на четверть финансирования в рамках отдельной программы по укреплению кибербезопасности — в размере не менее 150 млн долларов. Они станут частью финансирования уже самой корпорацией проекта «безопасного облачного хранилища», который потянет на 650 млн долларов.

Впрочем, так происходит во всех странах. И если вы думаете, что у нас на цели кибербезопасности финансирование соответствующих структур уменьшается, то сильно ошибаетесь. Просто в России о таких вещах подробно не пишут. Кому надо — те о хакерских атаках в отношении России и так знают. И по долгу службы, и по непосредственной работе.

amp-next-page separator