Особенное богослужение
Православные христиане, постясь сорок дней, стараются следовать примеру Спасителя (см. Мф. 4:1–2). Святитель Григорий Богослов говорит, что «Христос постился перед искушениями, а мы постимся перед Пасхою». По словам святого, пост знаменует «умерщвление со Христом и служит предпразднественным очищением». Святитель Григорий говорит об умирании в смысле отказа от греховных привычек, что является болезненным процессом, требующим крепкой веры, силы воли и терпения.
Поскольку Великий пост — это время «умерщвления со Христом», литургия святителя Иоанна Златоуста и литургия святителя Василия Великого в обычные будние дни не совершаются. Это праздничные богослужения. Они бывают только по субботам и воскресеньям, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий четверг и Великую субботу. В другие дни Великого поста, чаще всего в среду и пятницу, совершается особое богослужение — литургия Преждеосвященных даров.
Чем празднична полная литургия? Ее называют «малой Пасхой». Во время этого богослужения хлеб и вино претворяются в тело и кровь Господа. Более того, чинопоследование полной литургии описывает всю земную жизнь Господа Иисуса Христа: вспоминается эпизод Нагорной проповеди, возвещается смерть Господа, его воскресение и вознесение на небеса к Богу Отцу. Например, когда священник в конце службы переносит чашу с престола на жертвенник, он произносит: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» (Пс. 107:6). Это напоминание о вознесении Господа Иисуса Христа.
В великопостный период верующие люди готовятся встретить праздник Воскресения Христова, но пока нам предстоит поприще поста. Это дни скорби о своих грехах. Именно поэтому в будние дни не положено полной торжественной, ликующей литургии. Совершается другое богослужение. Это литургия Преждеосвященных даров. Главная особенность ее состоит в том, что святые дары для этой литургии освящаются заранее на ближайшей полной литургии. Более того, во время этого богослужения не читается Апостол и Евангелие. Исключения составляют дни, когда молитвенно вспоминается праздник Сорока Севастийских мучеников, первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя или же престольный праздник храма.
Чин литургии Преждеосвященных даров был установлен, чтобы верующие люди могли причащаться в будние дни: в первые века частое причащение было распространенной практикой. По уставу такая литургия совершалась во второй половине дня.
Византийское время отличается от принятого сегодня. Вечерние часы, если перевести на наше время, начинались в 14:00. То есть христиане не вкушали пищу до вечера — до 14:00, а вечером, после окончания литургии Преждеосвященных даров, полагалась единственная трапеза. То есть пост являлся не только ограничением в определенных видах пищи, но и в количестве ее приемов.
Суббота и воскресенье в богослужебном плане всегда были днями, в которые служилась полная литургия. Объясняется это тем, что субботний день — это воспоминание о сотворении Господом всего мира и предуготовлении людей к жизни вечной, а воскресенье — воспоминание о Воскресении Христовом. В эти дни трапеза полагалась после литургии, а не вечером: то есть их было две, а не одна.
Понятно, что сегодня по немощи многие не способны выдержать таких ограничений. Наверное, поэтому и литургия Преждеосвященных даров сместилась на утро: мало кто сумеет не есть перед литургией весь день.
Постовые богослужения помогают человеку понять свое духовное состояние, осознать, как он может потрудиться ради Христа, проявить любовь к нему. Каждое великопостное богослужение можно назвать особенным, но наиболее величественной и удивительной, я думаю, является литургия Преждеосвященных даров. Песнопения этой церковной службы наполняют душу чувством благоговения, покаяния, благодарности Богу. Это и «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…» — песнопение во время Великого входа, когда святые дары переносятся на престол; и прокимен «Да исправится молитва моя…». Он поется после ветхозаветных чтений. Священные слова, которые звучат во время этой особенной литургии, помогают проникнуться настроением Великого поста.
Почему важно во время Великого поста в будние дни прийти на церковную службу? Как я уже отметил, в субботу и воскресенье богослужение практически не имеет постовых особенностей. Пожалуй, ключевым из них можно назвать только песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», которое поется во время всенощной после чтения Евангелия. И только в будний день можно ощутить всю красоту и возвышенность великопостных служб с поклонами, молитвой Ефрема Сирина. Если хотя бы один раз за время поста не побывать на таком богослужении, действительно, человек многое упускает.
Думаю, чтобы быстротекущее время Великого поста не прошло даром, нужно обдумать, на какие богослужения особенно стоит прийти. Пусть среди них окажутся посещение литургии Преждеосвященных даров и по возможности причащение Святых Христовых Таин во время этой литургии.