19 лет за стрельбу в метро: вынесен приговор полицейскому-убийце

Происшествия
Мосгорсуд вынес приговор бывшему полицейскому Алексею Смирнову, расстрелявшему сотрудников отдела собственной безопасности МВД на станции метро «Рязанский проспект» в Москве в 2019 году. Ему дали 19 лет лишения свободы, 9 из которых он проведет в тюрьме, еще 10 — в колонии строгого режима.

Смирнов, напомню, открыл стрельбу прямо в комнате полиции Московского метрополитена: палил из табельного оружия по своим коллегам, пытавшимся его задержать. Они подозревали его в получении взятки — двух тысяч рублей — от мигранта за отсутствие регистрации.

История, кстати, получилась сколь громкой, столь и неоднозначной. Сам Смирнов утверждал, что на взятку его спровоцировали. Фактически — пытались подставить. Именно это, с его слов, и послужило причиной настоящей бойни, которую устроил полицейский на рабочем месте. Максима Веялко убил сразу, а в своего коллегу Алексея Лимонова всадил шесть пуль — явно психанул. Присяжные, кстати, сочли, что мужчина хоть и убийца, но достоин снисхождения, ибо в получении взятки не виноват. Иначе его могли бы приговорить к пожизненному сроку... Даже прокурор в своем обвинении просил не «пыжа», хотя убийство полицейских при исполнении — почти всегда высшая мера.

Что там, на «Рязанском проспекте», на самом деле случилось? Лично я считаю, что случилась подстава.

— Возможно, пытались ему что-то подложить: на уэсбэшников это очень похоже. Тогда он мог с ними поругаться и начать стрелять. Тем более человек, видимо, не высыпался. Все эти переработки, на нервах... В состоянии аффекта был, — предположил глава профсоюза столичной полиции Михаил Пашкин.

Фото: Денис Воронин / АГН Москва

Свой поступок, кстати, сам Смирнов объяснил... усталостью от работы в полиции и нежеланием сидеть в тюрьме за взятку. Нет, он вне сомнения — убийца. Стрелять в полицейских — тяжелейшее преступление. Этим Смирнов очень напомнил своего коллегу Дениса Евсюкова, который тоже устал от работы, напился и устроил бойню. Но отчасти я этого слетевшего с катушек парня понимаю. Ведь работа в полиции — сущий ад. Зарплата низкая, переработки жуткие, стрессы, а тут еще и служба собственной безопасности норовит за решетку упечь.

С другой стороны, устал — увольняйся! Зачем работаешь-то? Но куда ж ему пойти? Как-то я имел неформальную, за рюмкой чая, беседу с начальником (теперь уже бывшим) ГУВД Москвы Владимиром Прониным. О своих кадрах он сказал буквально следующее: «Мы выбираем лучших из худших». И пояснил, что на полицейскую зарплату и график идут, как правило, те, кто больше никуда устроиться не может. Буквально через полгода после нашего разговора «случился» Евсюков, и Пронин потерял должность. Как в воду глядел.

Нет, я не к тому, что полицейские у нас плохие. Они очень разные: есть и настоящие герои, есть и злодеи... Я о том, что сама система, когда ты работаешь сутками, а получаешь куда меньше 89 тысяч рублей в месяц — средней зарплаты по Москве, вполне способна, увы, порождать и взяточников, и психов. Если мы хотим иметь более профессиональную и качественную полицию, отношение к этой службе нужно менять: увеличивать оклады, делать более гуманным график службы и повышать ее престиж...

В свое время это уже пытались сделать, когда при президенте Медведеве проводили масштабную реформу МВД: милицию переименовали в полицию, провели переаттестацию сотрудников, сократили штат, подняли зарплаты. Одни проблемы решить действительно удалось, другие — остались. Что ж, похоже, пора вновь наводить порядок. Чтобы система больше не порождала ни Евсюковых, ни Смирновых. В тюрьме таким самое место.

amp-next-page separator