От Льва Толстого до Моргенштерна: нужна ли нам цензура
Надо признать, что эти культовые персонажи выражают настроения многих поклонников. У Моргенштерна на канале YouTube 10 миллионов подписчиков, у Хабиба — 30 миллионов. Хотя аудитории разные. Как говорят математики, два непересекающихся множества. Конфликт выглядит частным, но запрос на патернализм государства растет параллельно с экономическими трудностями. Частокол ограничений, вводимых властью из благих побуждений, становится прочнее. Так, звучали призывы закрыть «анатомический театр» на ВДНХ, объездивший 30 стран.
Можно бесконечно вдаваться в доводы охранителей нравственности и в оправдания поборников свободы творчества. Но надо отдавать себе отчет в том, что этические нормы быстро эволюционируют. Сколько было протестов против оперетты, рок-н-ролла! Безобидный Чуковский страдал от цензуры, которая видела страшные намеки в «Мухе-Цокотухе» и «Крокодиле». Роман Толстого «Анна Каренина», который называют лучшей книгой мира, 100 лет назад был запрещен во многих странах как безнравственный и растлевающий. Это одна из причин, лишивших великого писателя Нобелевской премии.
Нащупать золотую середину между традицией и обновлением жизни трудно, но необходимо. С одной стороны, пропасть мракобесия, с другой — потеря человечности и обращение в животное. Для общества опасно, если верх безоговорочно возьмет одна сторона. Можно и в Кунсткамере увидеть оскорбление нежных чувств, и в Греческом зале. «Мастера и Маргариту», самый читаемый советский роман, вовсе надо запретить за экстремизм и чертовщину.
Кстати, не является ли низкий темп вакцинации против COVID в России, о котором говорил президент РАН Александр Сергеев, следствием все той же архаики и недоверия к стремительным прорывам? Подумайте об этом на досуге...