Кому выгодна война в Донбассе, тот ее и начнет

Общество
Вот уже несколько недель Донбасс живет в ожидании новой войны. Украинские войска стягиваются к линии соприкосновения, официальные лица в Киеве излучают оптимизм относительно «скорого освобождения территории от ватников и москалей». Вопрос в том, перейдут ли они от слов к делу...

Если рассматривать ситуацию с точки зрения интересов Украины, то война маловероятна. Да, украинская армия сейчас находится в куда лучшем состоянии, чем в 2014 году. Она перевооружилась, в ней провели мощную пропагандистскую работу на основе идеологии неонацизма (как говорится, чем богаты, ведь другой пассионарной идеологии на Украине нет). Однако даже эта перевооруженная армия не выдержит ответного удара со стороны армии российской. А в том, что ответ будет, мало кто сомневается. Ведь Донбасс — не Карабах, тут Москва в стороне не останется. Хотя бы потому, что в ДНР и ЛНР живут сотни тысяч граждан Российской Федерации и Кремль не имеет ни морального, ни юридического права бросить их в жерло украинского русофобского национального проекта. Вряд ли интересам этого проекта соответствуют поражение украинской армии и новые территориальные потери. Например, переход под контроль Донецка и Луганска всей территории Донецкой и Луганской областей.

Однако проблема в том, что украинские интересы здесь не первичны. Страна уже давно находится под управлением Вашингтона и действует (по крайней мере, во внешней политике) исходя именно из американских интересов. А Соединенным Штатам эта война нужна, например, потому, что она испортит отношения РФ и Евросоюза, создаст Москве новые проблемы, поможет эффективнее сдерживать Россию и станет еще одним поводом для втягивания Украины в Североатлантический альянс.

Да, американские желания могли бы вступить в противоречие с позицией украинского и европейского обществ. И с этой точки зрения шансы на начало войны были бы меньше, если бы украинские власти позиционировали ее именно как наступление во имя «освобождения» Донецка и Луганска. Это решение вызвало бы как минимум серьезные дискуссии о его целесообразности, причем как внутри украинского общества, так и на Западе. Что делать с Минскими соглашениями? А как же гибель гражданских лиц? Должны ли украинцы воевать против украинцев, каковыми считают жителей ЛНР и ДНР? И главный вопрос: если в процессе нападения погибнут жители с российскими паспортами, то что делать, когда Москва ответит по образцу Южной Осетии — 2008, то есть вводом войск с легитимной целью защиты жизней граждан РФ?

Фото: Минобороны РФ

Ответы, мягко говоря, неоднозначны, поэтому дискуссии могли бы привести к тому, что украинские власти заявили бы о готовности «дать мирному процессу еще один шанс» в надежде на «начало выполнения россиянами мирных соглашений». И Москву бы такой подход устроил. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не стреляло.

Однако на Украине совершенно иная предвоенная риторика. Все говорят о «российском наступлении», ждут удара как из ЛДНР, так и с территории Крыма. Удара, после которого победоносная украинская армия обязательно даст по зубам «агрессору», организует контрнаступление и освободит свои территории. Ну или как минимум часть из них.

При этом апологетов этих сказок абсолютно не волнует их нелогичность. Зачем Владимиру Путину наступать? Для того чтобы поднять свой рейтинг перед выборами? Так он и без того высок. Для того чтобы поднять ныне превращающийся в мусорный рейтинг Владимира Зеленского и сплотить вокруг него население? Так российский президент не нанимался в аранжировщики к украинскому «пианисту». Для того чтобы доказать правоту слов госсекретаря США Энтони Блинкена об «агрессивном характере России» и похоронить «Северный поток — 2»? Так Путин и в американский дипломатический оркестр тоже вроде как не нанимался. Для того чтобы сменить нынешний медленный и безопасный процесс интеграции ДНР и ЛНР в Россию на быстрый и чреватый серьезными санкциями? Так российский президент никуда не спешит. Для того чтобы позволить Украине легитимно отказаться от невыгодных ей Минских соглашений? Так Москва и не собирается позволять Киеву соскакивать с этого крючка (который, если внимательно почитать текст, не столько даже про реинтеграцию ДНР и ЛНР, сколько про федерализацию Украины).

Сказки эти нужны не для правды, а для того, чтобы показать: война начнется не по желанию Киева, поэтому все ее негативные последствия станут не виной украинской власти. Ответственность за них якобы должна ложиться на «агрессора» в лице Москвы. И для начала этой войны нужны не одобрение украинского и западного обществ, не согласие их с рисками и последствиями, а какая-нибудь провокация на границе в духе радиостанции в Гляйвице (немецкой радиостанции, якобы захваченной поляками в 1939 году и ставшей «поводом» для вторжения нацистских войск в Польшу). После чего Украина начнет самоубийственную для себя, но столь выгодную для ее западных друзей атаку.

Что сказать? Ожидание войны продолжается…

amp-next-page separator