/ Фото: Ивандиков Игорь

Эхо войны

Общество
Чиновник, который рассказал мне эту историю, предупредил — если будешь писать, не упоминай ни фамилий, ни даже места, где это происходило, потому что мы сами в тупике и пока не знаем, что делать... Ветеранов Великой Отечественной войны государство в последнее время особенно опекает — обеспечивает квартирами, дарит автомобили, поддерживает деньгами…

И это правильно, и это хорошо, потому что, лучше поздно, чем никогда. Лучше позаботиться сейчас, пока хоть кто-то из них жив, чем сожалеть потом, что так и не удосужились.

Так вот, представьте. Торжественная обстановка в здании регионального правительства. Здесь собрались ветераны, участники одной из важнейших битв начала войны, и весь местный чиновный генералитет. Цель собрания — вручение ключей от автомашин в качестве подарка участникам битвы. В числе прочих, губернатор, сам в прошлом офицер, вручил ключи ветерану, которого мы назовем, например, Иваном Васильевичем. Церемония вышла трогательная — старики не всегда могли сдержать слезы, да и присутствовавшие чиновники, несмотря на некоторый цинизм, в общем, свойственный их профессии, от души благодарили бывших солдат и радовались вместе с ними.

А через пару недель вдруг выяснилось, что Иван Васильевич, хоть и участвовал на самом деле в той битве, за которую ему вручили автомобиль, но в 1943 году попал в плен, и согласился сотрудничать с фашистами. Я не знаю, как именно сотрудничал с врагом Иван Васильевич, но, судя по тому, что после войны его не расстреляли, а приговорили к сроку в лагерях, крови советских солдат на нем не оказалось.

Чиновники, благодаря такой коллизии, оказались в сложном положении. С одной стороны, конечно, Иван Васильевич — герой, ведь он сражался в той самой битве, за которую сейчас полагается вручать автомобиль. Но, с другой, как ни крути, Иван Васильевич, полвойны был на стороне фашистов, и хоть искупил перед Родиной немаленьким лагерным сроком свою вину, а машину получать никак не должен был.

Но — получил. И теперь, если оставить все как есть, то скольких еще, побывавших в немецком плену, придется награждать — Бог знает.

Скажу честно, мне не жаль чиновников, они выкрутятся. Гораздо сильнее меня тревожит тот факт, что вот уже несколько дней, я не могу однозначно сам для себя решить это уравнение с моральными неизвестными.  А что думаете об этом вы — пожилые и молодые москвичи? У вас есть правильный ответ на этот вопрос?

amp-next-page separator