Переговоры Путина и Байдена: вероятность столкновения все еще велика
Все последние недели аналитики ждали начала большой войны в Донбассе. Но недавний разговор Владимира Путина с его американским визави Джозефом Байденом, казалось, позволил всем выдохнуть. Российский президент, возможно, иногда играет в дипломатический покер слабее Эрдогана, но уж точно сильнее Байдена. В ответ на подзуживание американцами Киева Владимир Владимирович резко взвинтил ставки, продемонстрировав всю серьезность своих намерений. Роль сыграли как слова Дмитрия Козака о «выстреле в висок» украинской государственности в случае войны, так и движение подразделений российской армии к украинской границе. После этого президент США понял, что Москва карты не сбросит (как и Донбасс), и решился все-таки начать переговоры. А значит, война вроде бы откладывается. Но так ли это?
С одной стороны, да. Если американский обком взял паузу, то районный секретарь в Киеве вряд ли решится предпринять какие-то действия без вышестоящего одобрения. Владимир Зеленский прекрасно понимает: все заверения о поддержке со стороны европейских лидеров и натовских бюрократов ничего не стоят. Те, кто реально хочет вписаться в войну на стороне Украины, не обладают для этого достаточной мощью: тут можно вспомнить страны Балтии. А те, у кого есть такая военная мощь, например, Франция и Германия, не готовы поддерживать Украину до проигрышного конца. Единственный внешний игрок, имеющий и силу, и желание, — это США. И если американский царь решил вместе с российским попробовать поудить рыбку в мутной воде дипломатических переговоров, то украинский президент может и должен ждать.
С другой стороны, расслабляться рано. Вероятность войны все еще велика. Как минимум по двум причинам. Первая — это внутренний саботаж. Это Зеленскому деваться некуда: его рейтинг регулярно пробивает дно, и лишь американские штыки могут спасти от переворота или серьезного давления элит. Однако на Украине есть силы, которые ждать не хотят. Те, для кого конфликт с Россией является альфой и омегой их существования — как политического, так и физического. Им нужна война, а не дипломатическое решение конфликта на переговорах между Москвой и Вашингтоном. Поэтому не исключено, что они попытаются саботировать будущую встречу на высшем уровне при помощи каких-либо провокаций в Донбассе. В этом им могут помочь единомышленники из американской власти, которые тоже не в восторге от намерения Байдена говорить с «убийцей».
«Сараевский выстрел» в данном случае может прозвучать по-разному: и в форме серьезного теракта против ВСУ или ополченцев, и в виде начала наступления украинской армии на локальном участке фронта. Однако исход любого такого выстрела будет одинаков: Москва реализует свой ультиматум, США морально поддержат Украину. Тогда о каких-либо серьезных переговорах между Байденом и Путиным придется на длительное время забыть. Стороны снова будут играть в покер, и преимущество в нем будет, скорее, на стороне России. Не потому, что Москва сильнее, а потому, что у нее больше решимости. Ведь для РФ ситуация в Донбассе является экзистенциальным вопросом, а для США представляет собой лишь очередную внешнеполитическую авантюру.
Впрочем, для срыва переговоров можно даже не искать саботажника со стороны. Достаточно лишь действия или бездействия самого Джозефа Байдена. Если американская администрация считает, что она может одной рукой пороть Россию санкциями, а другой предлагать сесть за стол, то она ошибается. 14 апреля, на следующий день после телефонного разговора двух президентов, посол США Джон Салливан был приглашен на беседу к помощнику Владимира Путина Юрию Ушакову. Там до него донесли очень простую мысль: если в процессе подготовки к российско-американскому саммиту (а он, вероятно, пройдет летом) Соединенные Штаты примут новые санкции против РФ, встреча не состоится. И это требование логично: Москве не нужны переговоры ради переговоров — ей нужен результат. Хотя бы в тех областях, где у нас и американцев схожие позиции и интересы. А достичь целей можно лишь в том случае, если Штаты будут относиться к России как к равноправному переговорному партнеру. Если американцы к этому не готовы, если они рассматривают встречу как способ выбить у Путина какие-то уступки или чем-то его запугать, то тратить время вообще не имеет смысла.
Сможет ли Байден удержать себя и Конгресс от введения очередной порции санкций против РФ (за «кибератаки», «Северный поток — 2», Крым, Донбасс или просто потому, что у американцев возникло настроение пошалить) — большой вопрос. А для ДНР и ЛНР так вообще жизненно важный. Посмотрим.