Путин и Зеленский: место встречи изменить еще можно

В мире
Одной из главных тем в российско-украинских отношениях стали перспективы очных переговоров между президентами двух стран. Весь вопрос в том, в каком месте они должны встречаться.

Пока администрации президентов России и Украины обсуждают условия и повестку возможного саммита, эксперты спорят, нужно ли вообще Путину встречаться с Зеленским и о чем-то с ним договариваться… С тем самым Зеленским, который мало что на Украине решает и вообще почти ни за что не отвечает.

Тем не менее, если встреча состоится, она должна где-то пройти. Воочию. Не только потому, что обсуждать по «Скайпу» или «Зуму» важные темы президенты не могут, но и потому, что им нужен личный контакт для налаживания отношений, а их помощникам — офлайн-закулисье, чтобы поговорить о серьезных делах. Весь вопрос теперь в том, где именно лучше встретиться? В данном случае место не просто имеет значение. При определенных раскладах локация может оказаться важнее самого саммита.

Так, Зеленский предлагает Владимиру Путину приехать «в украинский Донбасс». То есть в какой-нибудь город Донецкой области, подконтрольный Киеву. Если вдруг Кремль ответит согласием, это априори будет грандиозной победой для украинского лидера. Мариуполь или Славянск — тогда Путин приедет в город, который был отбит у «российских террористов» (так в Киеве называют ополченцев) доблестными украинскими войсками. Приедет и тем самым признает провал своих попыток захватить суверенную Украину (так в Киеве называют гражданскую войну).

Немаловажно, что саммит будет освещаться всеми международными СМИ. А значит, у Зеленского появятся безграничные возможности для создания информационных картинок и провокаций. Толпы людей, закидывающих кортеж Путина помидорами; «онижематери», бьющиеся вдоль кортежа в истерике из-за того, что «Путин убил наших сыновей»; «освобожденные» украинцы, рассказывающие каждому об ужасах российской оккупации... Вариантов множество. Экс-кавээнщик наверняка сможет их правильно разыграть. Как сможет разыграть и в том случае, если саммит пройдет в Киеве. Не говоря о том, что вообще проведение таких мероприятий на украинской территории небезопасно.

Путин и Зеленский: произойдет ли личная встреча? / Фото: Администрация президента РФ, president.gov.ua

Именно поэтому Владимир Путин вряд ли поедет встречаться с Зеленским на Украину. Вместо этого он предлагает своему визави Москву. Где безопасно, где не будет никаких красочных перформансов, где можно спокойно и серьезно обсудить скорбные российско-украинские дела.

Однако вряд ли Зеленский это предложение примет, ведь на Украине сам по себе визит в Москву расценивается как поездка на поклон к царю. И ладно бы если после поклона украинский лидер привез домой богатые дары — Крым в одной руке и Донецк в другой. Но нет, в лучшем случае привезет он, выражаясь словами Путина, «от мертвого осла уши». А с пустыми руками его после такой поездки не примут. Весьма возможно, что даже потребуют досрочно завершить свой президентский срок.

Есть, конечно, и третий вариант места встречи: какая-нибудь страна-посредник. До недавнего времени в этой роли блистала Белоруссия, однако после событий августа прошлого года белорусско-украинские отношения, мягко говоря, испортились. Можно было бы найти другого посредника — например, Казахстан, где живет и по факту правит авторитетный Нурсултан Назарбаев. Однако Зеленскому все-таки нужно: а) европейское посредничество и б) возможности для шоу, которое сможет компенсировать его сущностную неудачу на переговорах с Путиным. Поэтому украинский лидер сейчас фонтанирует различными красивыми идеями. Например, предлагает встречу аж в Ватикане. Видимо, в пылу своего креатива он забыл, что Россия и Украина — две православные страны, а у нашей церкви со Святым престолом отношения, мягко говоря, не очень.

Если бы киевская команда была поумнее и посмелее, она, возможно, вспомнила бы, что не раз и не два в истории слабый игрок выигрывал у гораздо более сильного при помощи неожиданного хода. Зеленский сейчас заведомо слаб: у него нет субъектности, электоральной поддержки, политического мужества и способности выполнять взятые на себя обязательства. Он ограничен Минскими соглашениями (в частности, обязанностью обсуждать дела Донбасса не с Путиным, а с главами ЛНР и ДНР). Его переговоры с российским президентом обречены на неудачу.

Что же предпринять? Очень просто: встретиться c Путиным в Донецке.

Да, это рискованно. Да, националисты поднимут вой. Но если Зеленский все-таки найдет в себе силы заткнуть им рты, то он одержит победу на саммите еще до начала. Во-первых, приедет в «украинский город», сделав тем самым шаг в сторону мира. Во-вторых, придумает формат, в рамках которого сможет-таки затронуть судьбу Донбасса. В-третьих, докажет Путину, заграничным «друзьям» и, собственно, украинцам свою политическую субъектность. И, возможно, его станут воспринимать не как пианиста и клоуна, а как человека, способного принимать решения.

amp-next-page separator