Кто расскажет правду о святом защитнике Руси
Именно за жизнь по заповедям, особенно заповеди о любви к богу и ближним, великий князь Александр причислен Русской православной церковью к лику святых.
Можно признать, что пример его жизни давно вышел за пределы церковного почитания. Имя святого Александра Невского носят не только храмы, но и учебные заведения, улицы, площади и даже государственная награда России. Ему воздвигнуты памятники, он стал героем многих произведений искусства. Это сочетание церковного прославления и светского почитания веками объединяло наш народ, а личность святого князя служила образцом для подрастающих поколений.
И сегодня хотелось бы видеть, как в научной, популярной и художественной литературе растет интерес к судьбе Александра Невского и к его трудам на благо Отечества. Ведь это будет актуализировать для современного человека пример активной жизненной позиции, деятельной заботы о государстве и о народе в сочетании с доброй христианской жизнью.
В связи с этим приходится констатировать существование в наше время двух негативных тенденций, которые вызывают у меня, как у историка и церковного иерарха, серьезные опасения. Думаю, требуется основательное осмысление их в научной среде в целях формирования общественного сознания на основе адекватной информационной и творческой интерпретации жизни и трудов святого.
Первая тенденция — это мода на «разоблачение» князя Александра Ярославича. Она проявляется ярко, причем празднование 800-летия со дня его рождения особенно сфокусировало на ней внимание наших современников. Наиболее интенсивно она тиражируется интернет-ресурсами, но также заметна в научных публикациях, и особенно — в популярной литературе. Данная тенденциозность в подаче информации о нашем великом предке обусловлена стремлением авторов публикаций к достижению сенсации и привлечению к себе внимания подписчиков любой ценой. Ведь Александр Невский — колоссальная личность, один из столпов русской истории. Разумеется, нападки на столь значительную фигуру приносят информационные дивиденды тем, кто набрасывается на князя с хулой, преподносит его жизнь и деяния в нетрадиционном ракурсе.
Его почитателей обвиняют в «мифологизации». В частности, утверждается, что победы Александра Невского «преувеличены», а взаимоотношения с Ордой представляют собой «измену Руси». Если бы за подобные обвинения брались только некомпетентные журналисты или досужие блогеры, это было бы понятно: вокруг каждой крупной личности вьется рой жалящих ос. Но за осквернение памяти Александра Ярославича берутся, к сожалению, люди с учеными степенями, с именем в мире науки. Это очень печально.
Надо отметить, что обвинения в «мифологизации», «измене» и «преувеличении» побед нуждаются в самой тщательной проверке и аргументации. Иначе, принимая личину «борца за правду» и «разоблачителя исторических мифов», человек в полемическом запале сам плодит новые мифы. Подобного рода дискуссии редко имеют в своей основе честное и непредвзятое желание разобраться в сложной проблеме, докопаться до «правды факта». Чаще видны игры тщеславия и торжество гордыни — матери всех грехов.
Так, пресловутые тезисы о малолюдстве Невской битвы и Ледового побоища прямо противоречат историческим источникам. Точно так же тезис о якобы «сдаче интересов Руси» в отношениях с Ордой, получивший ныне широкое распространение, притянут за уши. Ведь именно при Александре Невском произошло первое антиордынское восстание. И совершенно необоснованным видится забвение побед Александра Ярославича над Литвой, имевших большое историческое значение.
Думаю, необходима рассудительная, энергичная, опирающаяся на научные методы защита имени Александра Невского. Этот человек представляет собой одновременно христианскую и гражданскую святыню для нашего народа. Так следует ли обходить молчанием безосновательные измышления и нападки на него?
Другая, может быть, не столь заметная тенденция — забвение того, что Александр Невский не только светский правитель и мужественный воин, но и глубоко верующий человек, христианин, удостоившийся канонизации. С тревогой приходится говорить о том, что даже популярная литература православных издательств лишена упоминаний о том, как при Александре Невском в Орде была учреждена православная епархия, получившая название Сарайской. А ведь ничего подобного не могло произойти без ведома и поддержки главного правителя Владимирской Руси. Мало кто вспоминает зафиксированную в летописях богомольную поездку Александра Ярославича к святыням Ростова. А ведь князь совершил ее в один из тяжелых периодов своего правления. Он нашел время на паломничество, несмотря на загруженность делами державными.
Полагаю, нам еще многое предстоит сделать, изучая и рассказывая, каким на самом деле был князь Александр Ярославич как христианин, и о том, как христианское мировидение влияло на его решения государственной важности. Без этого история его жизни неполна и малопонятна. Более того, она лишена своей сердцевинной сути. И это, со своей стороны, подпитывает разного рода «разоблачения».
Сегодня нам не стоит обманываться иллюзиями, что святой Александр Невский уже достаточно подробно представлен в литературе. Рано успокаиваться и ограничиваться тем, что есть публикации о нем и его эпохе. Существование негативных тенденций свидетельствует о большом фронте работ для ученых и писателей по изучению проблемы достоверности исторического образа Александра Невского и его места в отечественной истории. Ради наших современников и будущего России надо безотлагательно заняться ее решением. Разного рода информационные искажения — домыслы, подтасовки, клевета на благоверного князя — уже сейчас вредят сознанию массовой аудитории. Необходимо вооружиться фактами ради защиты имени святого спасителя Руси.