Наша помощь усопшим родным
Это становится понятным, когда читаешь апостольские слова о том, что Церковь — это единый организм, единое Тело (ср. Еф. 1: 22–23). Если, например, у человека болит голова, то он принимает таблетку, которая попадает в желудок, а болеть перестает голова. Поскольку в человеческом организме все взаимосвязано, состояние каждого отдельного его члена влияет на общее самочувствие. Так и в Церкви: если христианин стремится к духовному совершенству, это изменяет к лучшему всю Церковь, сказывается на всех ее членах: как живых, так и усопших. По мысли преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Святого Духа одним праведником ведет к спасению тысячи людей.
В «Записках» игумена Феодосия из Свято-Троицкого Лютикова монастыря Калужской области есть примечательное воспоминание. Он пишет о своей бабушке, которая, живя в миру и заботясь, как любая хозяйка, о своей семье, была необыкновенно набожна, молитвенна и милосердна: помогала больным, бедным, одиноким состарившимся людям. Пройти в непогоду 20 верст по бездорожью ради того, чтобы прибраться в избе, вымыть и накормить беспомощного больного, дать ему лекарство — это было для нее обычным делом.
В его юности благочестивая бабушка умерла. Сам он в это время был в отъезде, но в день ее смерти ему приснился новый дом — вместительный, удобный и очень красивый. Откуда-то он знал, что этот дом бабушкин, и она его построила. Он ходил по его хоромам в полном восхищении, любовался их красотой, и вдруг заметил, что одна доска в крыше не прибита. Безобразно это выглядело: и небо через дыру видно, и дождем все в любой момент залить может. Он спросил бабушку: «Как же так, такой красивый дом, а одна доска портит все дело, — надо бы ее прибить». А бабушка ему ответила: «Я, внучек, уже ничего больше не могу сама сделать. Теперь тебе предстоит прибить эту доску. И прошу тебя, займись этим».
Так она словно напомнила внуку, о чем всегда просила его и при своей жизни: непрестанно молиться о ней, поминать ее как на церковных службах, так и в домашней келейной молитве.
И мы можем толковать для себя эту историю как напоминание о необходимости постоянно молиться за наших усопших родных. Ведь после смерти человек уже не в силах улучшить свое духовное состояние, но это могут сделать для него другие люди.
Но такая помощь идет усопшему во благо, когда он сам хотел быть с Богом еще при жизни. И первым показателем этого желания является вступление в Церковь Христову и пребывание в живой связи с ней через Крещение, Покаяние, Причащение и другие таинства. Митрополит Вениамин (Федченков), в согласии с православным учением, предупреждал: «Не всем умершим бывают полезны молитвы за них живущих на земле, и не за всех можно молиться. Тот, кто отвергается здесь Святой Церкви, тот лишает себя и в будущей жизни ее ходатайства и молитвы».
Также у нас нет уверенности в том, что наши молитвы за усопшего достигнут цели, когда вся его жизнь без остатка была подчинена запросам себялюбия. Про таких людей митрополит Вениамин с сожалением писал, что «грехи и страсти всецело подавляют в них всякое добро», и они «неспособны бывают воспринимать постороннюю добрую помощь». То есть человек, ни разу не поступившийся своими интересами ради другого, не сделавший в своей жизни никому добра, становится неспособным принимать его от других. В подобном случае даже «Церковь ничем не может помочь ему и запрещает за него молиться». Таким неспособным получить помощь оказался богач из притчи Христа о богаче и Лазаре (см. Лк. 16: 20–31).
При этом не стоит быть ригористами, полагая, что одно покаяние без добрых дел не спасает человека. Ведь, обратившись к Богу перед смертью, многие уже могут принести «плоды покаяния» — добрые дела. Но задумаемся: какие «плоды покаяния» принес благоразумный разбойник? Мы их как будто и не видим. Однако он первым, вместе с Христом вошел в рай. По объяснению Оптинского старца преподобного Амвросия, разбойник не только осознал свою вину и признал Христа Богом, «но разбойнику этому пришлось потерпеть, кроме крестных страданий, и то, что пришли и перебили ему голени, и он на одних руках висел три часа в ужасном томлении и мучении». Терпение страданий без ропота на Бога засвидетельствовало его веру и надежду на исполнение слов Христа. Такие же две лепты может принести Господу и человек, который понимает, что скоро умрет и никаких «плодов покаяния» уже не принесет, но он не поддается отчаянию и ропоту, а призывает священника для исповеди, желая засвидетельствовать свою веру и надежду на милость Христа Бога.
Мы не можем согласиться с католиками, что после смерти люди, которые покаялись, но не принесли плодов покаяния, попадают в чистилище, где претерпевают временные муки, чтобы принести удовлетворение Богу и только потом уже попасть в рай по молитвам верующих, за индульгенции и прочее. Мы молимся за души наших усопших не для того, чтобы компенсировать их неправедные поступки, сделанные при жизни. Мы относимся к Богу как к Отцу и обращаемся к Нему в молитве и покаянии, чтобы не прерывать связь с Ним, чтобы в общении с Богом были и наши почившие родственники, чтобы им не оказаться в числе тех, кому Господь скажет на Страшном Суде: «Не знаю вас» (Мф. 25: 12).
В Синаксаре описан случай из жития преподобного Макария, который в пустыне нашел череп язычника. Святой спросил у него: «Ощущают ли пребывающие в аду когда-нибудь облегчение?» — и услышал в ответ: «Многое облегчение имеют они, когда ты, отче, за усопших молишься».
«Ибо Макарий Великий, — добавляется в Синаксаре, — творил сие и Богу молился, ища узнать, бывает ли отсюда какая польза усопшим». Итак, польза бывает. Молитвы живых, молитвы Церкви облегчают вечную участь умерших. Молитвенной помощи надо обязательно просить у святых и себе, и усопшим родственникам. Но нельзя перелагать на других все труды, надо почувствовать свою ответственность и потрудиться ради своих родных.
Даже если мы не умеем молиться, как святые, даже если сами грешим, все равно мы можем просить Господа о милости к своей почившей родне. Бог слышит всех: и святых, и нас, грешников. А чтобы наши молитвы были действеннее перед Господом, мы можем трудиться над собой, очищать себя покаянием, исправляться, творить добрые дела ради наших близких, ушедших в вечность. Пока мы живы, от нас многое зависит не только в нашей земной жизни, но и в вечных судьбах родных и дорогих нам людей.