Где она, справедливость?
Директор завода или руководитель фирмы не будет платить одинаково всем работникам, но примет во внимание результат их труда, вклад в общее дело, объем сделанного или затраченное на работу время. Иначе будет несправедливо. И притчевые работники, трудившиеся весь день, были возмущены. Получив сполна всю договорную плату, они не могли успокоиться, роптали на хозяина от зависти к тем счастливчикам, которые почти не работали, а получили наравне с ними (см. Мф. 20: 11–16).
Не правда ли, нам знакома эта жажда тотальной справедливости? Иногда она становится идеей фикс у всего общества. У апостола Павла есть известная фраза: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10). Эти слова были использованы антирелигиозной советской идеологией: без указания источника, конечно, они процитированы в моральном кодексе строителя коммунизма. Но вне евангельского целеполагания это правило выродилось в очередной лозунг.
В советское время было немало искренних строителей социализма — тружеников, которые верили, что когда-нибудь наступит коммунизм, когда восторжествуют идеи всеобщей справедливости, все люди будут счастливы. Пусть не они лично, а их дети увидят воплощение этих идей в жизнь. Идеалом социализма провозглашался принцип: «от каждого по способностям, каждому — по труду», а идеалом коммунизма: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Сейчас мы знаем, что эти вполне справедливые принципы оказались нежизнеспособными. Их никому и никогда не удалось осуществить, несмотря на все человеческие усилия, из-за поврежденности человеческой природы. По причине действия в ней греха человек эгоистичен. Он желает трудиться меньше, а получать больше, то есть жить за счет других.
Те, кто готов самоотверженно трудиться и поступать по совести, весь мир не перевоспитают своим примером. Но они могут преуспеть в сообществе единомышленников. Так, по свидетельству святителя Василия Великого, в его монастыре каждый инок трудился на своем послушании и все делал на благо монастыря, а не ради личной выгоды, и вся обитель жила подобно целостному организму. Так и в церкви, которая есть единое тело Христово (см. Кол. 1: 24), каждый христианин должен работать на пользу всей церкви.
Такое же правило распространяется и на «малую церковь» — христианскую семью, где муж и жена, дети и старики трудятся на благо остальных ее членов, но каждый по-своему, в меру своих сил. Если семья живет в любви, эгоизм ее членов преодолевается, уходит на второй план. Даже одинокий, бессемейный человек может найти возможность приносить пользу своему приходу, а через это и всей церкви. В ином случае человеческая жизнь неминуемо заходит в тупик самолюбия. Надо целенаправленно искать способы жить не только для себя, а делиться своими ресурсами, будь то время, силы, знания или что-то материальное. Такой образ жизни и будет воплощением принципа справедливости на Земле.
Слова «справедливость» и «праведность» созвучны. Однако в Священном Писании праведность раскрывается прежде всего как милость. Преподобный Исаак Сирин предупреждал: «Не называй Бога справедливым, ибо если бы Он был справедлив, то воздал бы каждому из нас по нашим грехам, и никто бы не спасся». А по мысли святителя Василия Великого, Бог простил людям грехи перед воплощением Его Сына, иначе Христос не смог бы прийти в мир для нашего спасения.
Но это вовсе не значит, что уверовавший в Бога человек совершенно чист и никогда не согрешит. Бог прощает грех, но исцеление от него не происходит автоматически раз и навсегда, как считают протестанты. Нам самим придется немало потрудиться, проявить свою волю, чтобы с помощью Господа принять Его дар вечного спасения. Западные христиане, привыкшие мыслить юридическими категориями, сводят к ним и представления о духовных законах. Для них грех — это оскорбление Бога. Если же Бог простил человеку грехи — значит, Он не оскорблен, и человеку уже не нужен подвиг, чтобы наследовать спасение.
Православные воспринимают грех как движение природы мимо цели, вопреки замыслу о ней Творца. Это вредит не Богу, а человеку, который отдаляется от Источника совершенного блага. Бог не оскорбляется, не гневается, не требует справедливого удовлетворения, но мы с каждой своей неправдой оказываемся все дальше от Него. Вернуться к Нему можно только через покаяние: перемену взгляда на свою жизнь и ее исправление. Кающийся человек начинает смотреть не вокруг, а внутрь себя: на свои мысли, слова и поступки, сверяя их со Словом Божиим. Это позволяет отслеживать результат, какой они привносят в жизнь семьи, церкви, всего мира — положительный или разрушительный.
Но большинство людей не могут обращать внимание лишь на свое внутреннее состояние, не интересуясь, как живет остальной мир. Они остро реагируют на несправедливость и злодеяния, помнят о страшных преступлениях в истории человечества и задают вопросы: «Где был Господь, когда это происходило?»; «Как Он такое допустил?»; «Почему не покарал злодеев?» И кто-то перестает верить в Бога, который, как им кажется, бездействовал, не пресек вопиющее зло.
В людях жестокость проявляется во все времена — и в Античности, и в Средневековье, и сейчас. Но мера человеческих грехов еще не превысила Божие долготерпение. Мир продолжает существовать благодаря неведомым ему (миру) праведникам. Когда их остается совсем мало, как в ветхозаветной истории о Ное или о Лоте, Господь сохраняет им жизнь, а грешники погибают в своем беззаконии, поскольку уже не способны к исправлению своего сердца и своей жизни. А пока праведников больше одного–двух, ими держится весь мир. Когда пророк Илия сетовал, что все совратились, один только он остался верен Богу, его ищут убить, Господь ответил, что Он сохранил Себе несколько тысяч человек, не преклонивших колена перед языческим идолом (3 Цар. 19: 18). Пока жили эти несколько тысяч праведников, хранивших верность Богу, Израиль жил спокойно, несмотря на нечестие правящей элиты и большей части людей.
У святых, среди которых немало мучеников, принявших смерть от своих палачей, есть и другие объяснения долготерпению Господа. Но все они одинаково подчеркивают, что человек не отвечает за все зло, что совершается в мире. Человек в ответе только за свои дела: «Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик». Если человек трудился ради Бога, пусть лепта его была мала, в вечности он будет с Господом так же, как и святые, которые подъяли великие подвиги самоотвержения. Именно об этом говорит и притча о работниках в винограднике. Господь дарует Царство Небесное и тем, кто весь свой земной век трудился в исполнении евангельских заповедей, и тем, кто пришел к Богу в последние минуты жизни, как разбойник на кресте.
Вот одна из историй нашего ковидного времени. В больничную палату пришел священник по просьбе больного. Его жизнь, как говорится, висела на волоске, и он хотел по-христиански подготовиться к смерти: исповедаться и причаститься. Когда таинство было совершено, другие пациенты не отпускали священника, задавали вопросы. Внезапно один из них попросил об исповеди и крещении. Какие тектонические сдвиги произошли в его душе, неизвестно. Зрело ли это решение в глубинах его сердца или он внезапно осознал необходимость стать христианином? Очевидно только то, что его просьба не была проявлением страха или желанием креститься «на всякий случай», потому что по всем медицинским показателям ему ничего не угрожало: парня готовили к выписке. Священник принял его исповедь, крестил его во имя Святой Троицы. А через день человека не стало. Коварная, малоизученная болезнь неожиданно вернулась и нанесла смертельный удар.
Будет ли этот человек в Царстве Небесном? Или он «слишком мало» потрудился для него, Господь не примет его? Ведь такова была логика причтовых работников, которые трудились весь день напролет: они должны были получить больше, чем другие! Так рассуждал и старший сын из притчи о блудном сыне (Лк. 15: 11–32). Он тоже был за справедливость: ушел своевольно младший брат из отчего дома, так незачем праздновать его возвращение; пусть бы и дальше бродяжничал, раз выбрал себе такую долю.
Но Отец наш Небесный не таков. Он принимает раскаявшегося грешника в Свои объятья, даже если человек кается за день, за час или за мгновение до смерти. Тот молодой человек, скончавшийся неожиданно даже для врачей, будет с Господом как работник последнего часа. Он получит ту же награду, что и все послужившие Богу святые — Самого Христа, вечность в Его Царстве. Это и есть Божественная справедливость.
Нам же надо быть осторожными, зорко следить за собой. Иначе может оказаться, что мы давно живем как примерные христиане: молимся, постимся, участвуем в таинствах, творим добрые дела, других приводим к вере, но при этом не замечаем, как исподволь приобретаем нехристианское устроение души. И вдруг испытываем тайную зависть и досаду, когда другой человек, еще вчера не умевший перекреститься, радушно принимается в приходе и получает руководящую должность, поступает в монастырь или в семинарию и становится священником. И нам горько от несправедливости, потому что недостойный, на наш взгляд, человек получает ту награду, которая предназначена нам — «работникам первого часа».
На самом деле всем верным последователям Христа даровано одно и то же Царство Небесное. Большей награды и быть не может, а меньшей у Бога нет.