Читать, считать и делать прививки

Общество
Пятерки в школьном дневнике тешат родительское тщеславие, но не гарантируют успех в жизни. Так много обещавшие ботаны-зубрилки в круглых очках a la Гарри Поттер порой становятся ординарными работниками, безнадежно застрявшими на низших ступеньках карьерной лестницы. И все же, как выяснилось, кое-чему полезному школа их научила. Тому, например, что во время пандемии надо быстрее делать прививку, а не упираться всеми четырьмя конечностями у входа в поликлинику.

Опрос, проведенный известным сервисом по поиску работы и подбору персонала, показал: чем ниже оценки в аттестатах выпускников, тем меньше среди них вакцинированных. На сегодня сделали прививку 46 процентов золотых и серебряных медалистов прошлых лет. А дальше по нисходящей: немного не дотянувшие до медали — 40 процентов привитых, хорошисты — 36, троечники — лишь 34 процента. Похоже на тенденцию, однако.

Велик соблазн сделать нравоучительные выводы в стиле Капитана Очевидность. Напомнить, что ученье — свет, а неученье — тьма, что образовательный и культурный уровень проявляется везде, даже в прививочном кабинете. Учитесь, детки, и в придачу к знаниям получите приятный бонус — не заболеете этим чертовым ковидом.

Можно пойти еще дальше и вспомнить теорию эволюции, согласно которой выживает сильнейший и умнейший. Мол, китайский вирус для человечества — такой же фактор естественного отбора, как лиса для мышей. Одни мышки прячутся в норки, а другие говорят, что лисы не существует. Если верить старине Дарвину, у второй группы меньше шансов оставить потомство.

На самом деле, все не так просто. Результаты опроса говорят о том, что школьное образование не выполняет своих задач. С русским языком дела обстоят лучше: читать объявления и писать в смартфоне умеют все — и медалисты, и троечники, и даже те, кого выгнали из школы. С алгеброй тоже порядок: пересчитать деньги в своем кошельке (да и в чужом тоже) способен каждый выпускник.

Федор Решетников «Опять двойка» / Фото: public domain

А вот в биологии — провал. За 10–11 лет обучения детям так и не смогли объяснить, что такое прививка и как она действует. А ведь правильное представление об этом в 10, да нет, в 100, в 1000 раз важнее, нежели умение извлекать квадратный корень и знание закона Бойля-Мариотта. Троечники могут не разобраться, чем отличаются инактивированные вакцины от векторных, но прививаться они должны так же, как отличники.

А после школы? На работе мы не глядя подписываем бесчисленные инструкции по технике безопасности. Сколько там казенщины, сколько мертвых, никому не нужных слов. Может, попытаться актуализировать эти инструкции, хоть как-то адаптировать к жизни? Объяснять офисному персоналу, зачем нужны маски и почему, заболев, надо брать больничный, а не героически заражать коллег.

А бывшим троечникам, якобы не способным переварить эту информацию, надо читать ее как в том анекдоте — медленно и два раза. Пока не поймут.

Впрочем, нет повода смеяться над троечниками. Тот же опрос продемонстрировал, что и среди медалистов хватает тех, кто без толку протирал штаны на школьной скамье. Четверть из них — ровно 25 процентов — не только не вакцинировались, но и вообще не собираются этого делать. Биологию выучили, но так ничего и не поняли.

Грош цена таким пятеркам.

Когда началась пандемия, все обсуждали, как она отразится на системе образования, готовы ли педагоги к дистанционному обучению. Но главный вопрос совсем иной — не как учить детей, а чему.

amp-next-page separator