Траектория судьбы Юрия Лужкова

Общество
21 сентября исполнилось бы 85 лет Юрию Лужкову. Нетрудно заметить, что в новейшей истории России очертания некогда крупных фигур довольно-таки скоро размываются или вообще исчезают из поля зрения.

Есть и те, в отношении кого произошла переоценка ценностей и прошлые однозначные плюсы поменялись на категоричные минусы. Впрочем, случается и наоборот.

Какова же в этом смысле участь Лужкова? В декабре 2019-го в его биографии была поставлена точка, но в его судьбе осталось многоточие. Или, скорее, вопросительный знак. Юбилей Юрия Михайловича дает повод задуматься об этом.

Прошедший подъемы и обвалы, вкусивший сладкоголосой лести, от которой один шаг до измены, и оскорбительного потока компромата Лужков воочию наблюдал, как после отставки его имя вытесняют и из людской памяти, и из истории государства. Награждение к 80-летию орденом, которое он на церемонии в Кремле пафосно назвал «символом возвращения из безвременья», продемонстрировало благосклонность высшей власти к бывшему московскому мэру.

Он стал появляться в медийном поле, иногда СМИ спрашивали его мнение на злобу дня, но чаще их интересовал взгляд «из вчера», ретроспектива.

Зато «из сегодня» отчетливо видно, как Юрий Михайлович работал на перспективу. Деятельно поддерживал Крым, когда еще речи не было о его возвращении. Активно помогал военному флоту, хотя еще не пахло вооруженными конфликтами. Предупреждал об опасностях бесконтрольного развития интернета, когда никто не собирался сдерживать выпущенного на волю джинна. Спасал отечественный телевизионный кинематограф, в ту пору положивший зубы на полку. Придумал систему противодействия мировому злу по имени контрафакт. Наконец, на международных площадках высказывал геополитические прогнозы, которые высоко оценивали и брали в расчет европейские лидеры.

А почему бы не вспомнить созданное Лужковым движение «Отечество», давшее импульс к обновлению политического ландшафта и проведению самых интригующих и конкурентных выборов. Замечу к тому же, что по сей день в числе руководителей первого ранга немало людей, которым именно Юрий Михайлович открыл дверь в большую политику.

Фото: Мобильный репортер / АГН Москва

Чтобы восемнадцать лет оставаться во власти, в высших ее сферах, нужна недюжинная сила. Она же нужна, когда власть у тебя забирают. Здесь неуместны слезы сострадания, — тот же Лужков наверняка годами истреблял в себе обременительные для большого начальника сантименты, закалялся опытами боев, держал удары и рубил головы. А кто рубит сам, понимает, что однажды могут рубануть и его.

Трудно сказать, насколько увлекало его выращивание гречки и бычков в Калининградский области, а также сочинение мемуаров, но все же он вряд ли родственная душа Диоклетиана, того самого римского императора, который в угоду уродившейся капусте отказался возвращаться на царствие. Думаю, Лужков без колебаний променял бы гречку на власть. Но не позвали.

У него была любимая формула: сначала нужно выбрать цель, затем — траекторию движения к цели и, наконец, скорость движения по траектории. По жизни он был конструктором, системщиком, плановиком. Но судьба, которая властна над биографией, начертила такую траекторию, что внеплановыми оказались сначала отставка (как тогда ерничали, «за утрату доверенности»), а потом и нелепая смерть во время медицинского обследования.

Но сегодня, как бы что ни говорили, день памяти незаурядного человека. Который до конца дней стремился к саморазвитию и который унес с собой множество знаний, энергий, навыков, впечатлений, замыслов, амбиций и желаний. Оставив воспоминания о чрезвычайно яркой, многоцветной персоне, которая умела нагнать страху, но гораздо чаще вызывала симпатию и доверие. О мэре, любившем свой город и горожан, в чем не откажут Юрию Михайловичу Лужкову даже непримиримые его критики. Да и Москва не даст соврать.

amp-next-page separator