На телевизор нечего пенять

Общество
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин озаботился моральным состоянием молодежи и предложил поменьше показывать жестокие сцены по телевизору, а также ограничить доступ юного поколения к компьютерным играм, в которых жестокости тоже хоть отбавляй.

Старая песня о главном: дети смотрят на экраны и усваивают антисоциальный стиль поведения — начинают подражать бандитам и убийцам, не отличая вымышленный мир от реального. Ах, если бы все было так просто: удалил с компьютера игры-стрелялки, выключил «ящик» — и ребенок сразу превратился в образец великодушия и человеколюбия. Однако все прекрасно понимают, что так проблема не решится.

Не так давно я участвовала в сюжете одного телеканала о людях, которые в детстве подвергались побоям со стороны старших родственников. Потом сюжет выложили в «Ютьюб», а зрители принялись обсуждать его в комментариях. Я всегда читаю мнения аудитории с большим любопытством. Оказалось, наболевшая тема. Процентов 80 признались, что в детстве познакомились со «сценами насилия» очень близко. Причем не в компьютере и по «ящику», а непосредственно в собственных семьях.

Мамы кричат на пап, папы колошматят мам, и те и другие с энтузиазмом молотят младших членов семьи. Любопытно, что ко всеобщему «празднику жизни» зачастую подключаются бабушки и дедушки, забросив вязание носков и выпечку пирожков. Эти досужие наблюдения подтверждаются и более солидными источниками.

Фото: Pixabay

Недавно одно консалтинговое агентство провело социсследование, посвященное воспитанию в российских семьях. Опросили два поколения — «отцов» (от 31 года до 55 лет) и «детей» (14–30 лет). Более половины респондентов — 61 процент — признались, что в детстве бывали биты. Причем две трети из них полагают, что заслужили экзекуцию. Десятая часть участников опроса сообщила, что их колотили сильно и регулярно. В итоге: 48 процентов родителей не отказывают себе в удовольствии угощать подзатыльниками уже собственных потомков. Почти треть людей — 28 процентов — насилием считают только серьезные физические травмы. А скандалы и ремень — какое же это насилие, ну что вы? Однако специалисты — психологи и психиатры (к ним, кстати, обращаются всего 3 процента родителей «проблемных» детей) — придерживаются иного мнения.

В последние годы они говорят о так называемом комплексном посттравматическом стрессовом расстройстве (КПТСР), которое человек зачастую получает в результате «длительной травматизации» в детстве. Причем имеются в виду не только истязания до кровоподтеков. Это и ссоры между взрослыми, и наказания за двойки, и еще ряд экстремальных ситуаций, которых можно было бы избежать, если бы старшие родственники умели держать себя в руках. Но они не умеют и, что самое неприятное, не всегда считают это правильным, как видим. Дело касается не только нашей страны: КПТСР скоро будет включено в новое издание «Международной классификации болезней» — авторитетного медицинского справочника, которым пользуются психиатры Европы и России.

Разнообразные научные данные говорят о том, что подавляющее большинство юношей, в детстве налюбовавшихся на агрессию и натерпевшихся оплеух, не возьмут ружье и не пойдут расстреливать людей по школам и вузам. Они попытаются избавиться от душевной боли не менее жутким способом — покончив с собой, например. Наша страна, к великому сожалению, на одном из первых мест в мире по подростковым суицидам. Но, повторюсь, запретом «стрелялок» по ТВ это положение дел не изменить.

amp-next-page separator