Мы почему-то не спешим сказать хорошие слова

Общество
«Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2;11). Это слова одного из ближайших учеников Иисуса Христа, апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Память его мы отмечаем 9 октября. Сказаны они были им 2000 лет назад. Похоже, внутренняя суть человека мало изменилась с тех далеких от нас апостольских времен.

Мы так привыкли тревожиться, негодовать, возмущаться, клеймить, требовать, что такое поведение нам кажется уже естественным. В средствах массовой информации или в социальных сетях появляется что-то «ругательное» — и сотни, тысячи людей реагируют, присоединяются к возмущению, выражают свои негативные эмоции, делятся идеями, как кого покарать, отомстить, вспоминают подобные случаи из своей жизни.

Но вот появляется публикация о чем-то или о ком-то хорошем, полезная для души статья. Увы, к ней гораздо меньше внимания. И гораздо меньше людей вспоминают что-то подобное, тоже хорошее, но из своей жизни. И дело не в том, что хорошего в нашей жизни нет или не было, а в том, что мы привыкли реагировать на негатив, а хорошее почти не замечаем или проходим мимо. Мы умеем отзываться на что-то плохое (ругаться, возмущаться, требовать для кого-то кары), но не привыкли видеть хорошее. А ведь это характеризует нас, суть нашего внутреннего мира.

Сейчас осень. Недавно начался учебный год. Кто-то из студентов, учащихся, их родители или другие родственники столкнулись в учебном заведении с чем-то, что не понравилось, показалось неправильным, несправедливым, возмутило, рассердило. Поделился своим видением случившегося в социальных сетях — и получил отклики. Люди присоединились к возмущению, стали давать советы, вспоминать случившееся с ними. Реакция есть, и она заметная. Заглянув в соцсети, я увидел, что в этом году немало людей начало учебного года встретили почему-то воспоминаниями о своих каких-то давних школьных обидах, а не о том, с какой радостью они шли когда-то сами первый раз в первый класс. Не о школьных друзьях, запомнившихся праздниках, любимых учителях. А о том, как несправедлив был к ним какой-то учитель или как он им не нравился.

Справедливость и объективность подобных историй и характеристик — отдельная тема. Давно замечено, что многие детские, подростковые обиды даже зрелые люди нередко так и видят подростковыми глазами, со всем свойственным возрасту эгоцентризмом, не желая признавать, что их тогдашнее видение ситуации могло быть далеким от объективности. И вот «не такой» учитель объявляется виновным в том, что ученица (которой ныне за 50 лет) так и не полюбила географию и вообще не знает этот предмет. Или кто-то еще в начальной школе решил, что учитель его недолюбливает, и сейчас, спустя лет тридцать, не может этого забыть. И другие эмоционально реагируют, вспоминая свои обиды, несправедливости (настоящие или мнимые) от учителей, нелюбовь к какому-то предмету, в которой тоже обвиняют педагога.

Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

Бывает, появляются публикации и о хороших учителях. О тех, кто вдохновенно преподавал когда-то, или о тех, кто с любовью учит детей сейчас в каком-то маленьком городке. Написаны слова благодарности. Рассказано о своем опыте общения с этим человеком в течение нескольких месяцев или лет. А реакции людей почти нет. Или она все же гораздо меньше, чем на «ругательные» публикации. Мы почему-то не спешим сказать хорошие слова, слова уважения, признательности. Такие публикации проходят тихо, почти без обсуждений, не набирают, как принято оценивать сегодня интернет- публикации, много лайков. А в обсуждении таких статей нередко появляется негатив. Это происходит, потому что признательности и добрым словам в публикации комментаторы противопоставляют свои суждения и воспоминания, как педагоги поступали неправильно с ними или их близкими. Почему мы с такой готовностью говорим о том, что нам не понравилось, но молчим о том человеке, кто помог нам в жизни, не хотим даже поддержать предложенный кем-то другим разговор о хорошем, где от нас ожидают добрых слов?

Подобные примеры можно привести и из медицинской сферы. После публикаций о том, что пока плохо, далеко от совершенства, появляется множество откликов. Мы готовы ругать систему здравоохранения, медицину в отдельном регионе, целые поликлиники или больницы, отдельных врачей, медицинских сестер или санитарок. Мы готовы присоединиться к жалобам и претензиям, но насколько менее выраженной оказывается реакция на публикации о подвиге медицинских работников, что медицине удается сделать, о победах над недугами, которые еще недавно уносили множество жизней, о сложных операциях, которые делаются сегодня, о замечательных врачах, фельдшерах, медсестрах, которые, рискуя своей жизнью, спасают жизнь других людей.

Получается, нам неинтересно говорить и читать о хорошем, мы так привыкли к негативу, что что-то по-настоящему хорошее нас уже не может заинтересовать? Что же с обществом сегодня?

Давайте обратимся к нашим известным оптинским старцам, что они нам прокомментируют. Их советы на века. Преподобный Лев пишет: «Душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно его только отыскать». Преподобный Антоний (Путилов) так объясняет подобное состояние человека: «Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят. Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего доброго». А преподобный Варсонофий Оптинский, рассуждая о том, что земная жизнь «есть блаженство», и не по причине, «что мы верим в блаженную вечность», но блаженством она бывает потому, что мы можем «жить со Христом, для Христа и во Христе».

Наверное, можно было бы обвинить ряд средств массовой информации, которые привлекают к себе внимание аудитории материалами о скандалах и «громких» делах со знаком минус. Но это было бы слишком просто. Мы, взрослые люди, давно сами решаем, что нам читать, сами выбираем для себя средства массовой информации, социальные сети, страницы людей, которые нам чем-то интересны или близки. Мы сами определяем, на что откликнуться и как откликнуться, а что обойти молчанием.

Наверное, нам самим стоило бы говорить и писать меньше слов осуждения, возмущения и больше слов признательности, благодарности. Хорошего в нашей жизни больше, чем плохого. Причины такого духовного заболевания преподобный Никон (Беляев) видит в отходе человека от Бога, в забвении заповедей Христовых, и как лекарство от этого недуга он призывает к чтению Евангелия. Он пишет: «Читайте Святое Евангелие, проникнитесь его духом, сделайте его правилом жизни своей… Это — единственный свет жизни нашей». Ведь если мы хотя бы немного попытаемся изменить себя в лучшую сторону, то и окружающий нас мир начнет меняться к лучшему. Премудрый Соломон наставляет нас: «Неправые умствования отдаляют от Бога» (Прем. 1; 3), а следовательно, лишают нас душевного мира и покоя.

amp-next-page separator