Распад СССР: поминай как звали

Общество
Помните, как к столетию Октябрьской революции по всей стране вскрывали капсулы времени — послания потомкам, заложенные в 1967 году, в дни ее полувекового юбилея? Смешные и грустные письма, насквозь пропитанные духом советской эпохи.

В каждом — наказы нам, теперешним. Приумножайте народное достояние, воплотите в жизнь наши мечты о коммунистическом обществе и берегите страну — СССР! Не приумножили. Не воплотили. Не уберегли.

30 лет назад, 8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще трое энергичных мужчин вынесли Советскому Союзу смертный приговор. Красная империя казалась стальной, непобедимой, вечной — а рассыпалась, как карточный домик. Сегодня уже забывается ее имя. Согласно свежему опросу ВЦИОМ каждый пятый взрослый россиянин не способен расшифровать аббревиатуру СССР.

А перечислить 15 входивших в его состав республик сумели лишь редкие эрудиты, всего 6 процентов. Нам, сделанным в СССР, это кажется диким, но ход истории неостановим: великая страна была, да сплыла, и теперь поминай, как звали.

Отчего ж так сильна ностальгия? И так популярны советские фильмы и старые песни о главном? Не по пустым же полкам магазинов тоскует душа, не по железному занавесу, когда пробивали лбом стену, чтобы получить разрешение съездить в какую-нибудь Болгарию. Не по мифическому братству народов, которого никогда и не было. И уж точно не по КПСС — еще одной загадочной аббревиатуре.

Фото: Главархив Москвы

Говорят, что люди ностальгируют по собственной молодости, а заодно и по всему, что ее окружало. Вспоминают стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Цены, действительно, почти не менялись, никто не слышал о безработице, а пенсия позволяла достойно жить. Хорошее помнится дольше плохого — так уж устроена благодарная человеческая память.

А еще та система оправдывала лень и социальную апатию. Даже самые преуспевавшие граждане СССР недалеко ушли от большинства соотечественников. Те же школы и больницы, те же квартиры, машины и дачи.

И если обычный гражданин копил год, чтобы летом отправиться в Адлер, то элитарными считались пансионаты Пицунды и Юрмалы. Не велика, в общем-то, разница. Не было смысла напрягаться, менять работу, рисковать, стремиться зарабатывать — деньги мало что определяли. Такое государство не могло не развалиться.

Среди пожеланий из прошлого запомнилось одно: живите лучше нас. Что ж, мы стараемся. Да, не все выиграли от беловежских соглашений, у кого-то достаток упал. Зато есть смысл жить на полную катушку. Появились вершины, на которые хочется взойти. И все-таки жаль то невозвратимое время. Как там у «Песняров»? Мне понятна твоя вековая печаль, Беловежская пуща, Беловежская пуща.

amp-next-page separator