Кто поможет

Общество
Каждый человек имеет близких и дорогих ему людей, и каждый хочет им помочь, особенно если узнает, что они нуждаются в его помощи. Особый вид помощи — это молитва за ближнего. В ней нуждаются все. Но как можно усилить наши немощные молитвы за родных и близких, за всех тех, кто особенно дорог, — живых и уже ушедших в мир иной?

Прежде всего помогает церковная молитва — поминовение за богослужением в храме, особенно во время Литургии и особых церковных служб. При этом недостаточно ограничиваться подачей записки с именами родных и близких, успокаиваясь мыслью, что священник их помянет. Надо найти возможность самому помолиться, приложить свой труд и душевное расположение. В таком случае будет большая польза тому, за кого подана записка, — живому или усопшему. Да и самому человеку придет утешение — таков закон взаимной любви.

Когда человек подает в храме сорокоуст, чтобы его близкого поминали сорок дней подряд, а сам не имеет возможности ходить в храм каждый день, то хотя бы иногда ему все же надо бывать на богослужении и присоединять свою молитву к церковному поминовению и обязательно молиться дома самому. Кто сам не хочет молиться и надеется обойтись подачей записок, тот проявляет заботу о своих родных формально.

Подумайте, достаточно ли одних знаков внимания для поддержания добрых взаимоотношений? Сомневаюсь, что большинство захотят, например, чтобы их связь с дорогим человеком ограничивалась лишь соблюдением норм этикета, например, при встрече сказать только «привет». Близкие люди нуждаются в душевной беседе. И в общении, и в молитве важно сердечное участие.

Как поминать усопших дома? Можно молиться о них по молитвослову, читать Псалтирь, Евангелие, святых отцов. Знаю женщину, которая читает творения святителя Иоанна Златоуста, чтобы в вечности стало легче ее прадеду. Как это связано? Когда мы вникаем в слова святых, наше сердце согревается той любовью к Богу, которую стяжали подвижники. Нам становится легче отстраниться от суеты и всего наносного в нашей жизни, принять подлинную иерархию ценностей, увидеть благое действие Промысла Божия.

С таким внутренним настроем молиться намного плодотворнее, нежели после просмотра сериала или пролистывания модного журнала.

Святитель Феофан Затворник советовал каждый вечер уделять немного времени чтению святоотеческих писаний. Благодаря этому простому занятию дневная усталость и домашняя рутина не становятся непреодолимой преградой для вечерней молитвы. Принято думать, что, когда человек читает святых отцов, они молятся о нем.

Фото: Pixabay/Himsan

Это не голословное утверждение, ведь святой пребывает в общении с Богом и духовным зрением видит читающего, его проблемы и готов ему помочь. Вот почему, взяв в руки, к примеру, книгу святителя Игнатия (Брянчанинова), полезно сначала помолиться: «Святитель Игнатий, моли Бога о нас!» — а потом уже начинать читать.

Приведу аналогию из нашей жизни. Если человек хорошо знаком с творчеством одного из современных писателей, то им будет о чем поговорить при личной встрече на писательских конференциях или других мероприятиях. Человеку достаточно признаться, что читал его книги, сказать, что в них его поразило, вызвало симпатию, навело на размышления. В таком случае завяжется непринужденный разговор, и писатель будет воспринимать собеседника как давно знакомого человека. А если это начинающий автор, то маститый художник слова подскажет, как взяться за писательское дело.

Мне не раз приходилось быть свидетелем таких ситуаций. Если такое происходит с земными писателями, то тем более, когда мы читаем писания святых подвижников, они поддерживают нас, а по нашим просьбам — и наших близких, на пути к спасению.

Вот почему в заботе о наших близких, помимо собственных молитв к Богу, мы прибегаем к помощи святых. Как это ни странно, не все считают это важным и даже приемлемым. Протестанты, например, полагают, что никого нельзя призывать на помощь, кроме единого Бога. Наши молитвенные обращения к святым они приравнивают к язычеству. Но апостол Иаков пишет: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). А святые и есть праведные люди.

Этот аргумент из Священного Писания настолько очевиден, что протестанты не могут его отрицать. Но они считают, что апостол говорит только о живых праведниках. Мы же по отношению к тем, кто достиг святости — соединился с Богом, существующим вне времени, — не проводим границу между ныне живущими и перешедшими в мир иной. Для нас святые прошлых веков такие же живые, как и наши современники, ведь Господь сказал: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32).

Согласно православной вере, душа человека бессмертна и после разлучения с телом сохраняет свои отношения с Творцом, установившиеся во временной жизни. Души святых, как при жизни, так и после смерти, ближе к Богу, чем души других людей, поэтому мы обращаемся к святым с просьбой о молитвенном предстательстве за нас, за наших родных и близких.

amp-next-page separator