Джо Байден в Пекин не едет

Политика
Администрация США решила объявить так называемый дипломатический бойкот зимних Олимпийских игр в Пекине, которые должны начаться в феврале следующего года.

Ни один американский чиновник или политик не поедет на Олимпиаду. Запрет не распространяется на спортсменов. Чем Китай не угодил Америке? В качестве поводов для бойкота в Вашингтоне называют нарушения прав человека, особенно в отношении мусульман-уйгуров, оказание военного давления на Тайвань, подавление демократических свобод в Гонконге. Только права человека, видимо, не единственная и тем более не главная причина решения США.

Мусульманское меньшинство уйгуров, которых власти КНР действительно преследуют, — это лишь повод. И Пекин действительно сворачивает демократические свободы в Гонконге, отходя постепенно от формулы «одна страна — две системы», и военные маневры вокруг Тайваня участились, как и в целом военная активность Китая в Юго-Восточной Азии. Но все эти процессы все же не носят «взрывного характера», чтобы сами по себе спровоцировать столь резкую реакцию США. Дело куда глубже.

Нынешняя администрация продолжает курс Трампа по оказанию давления на Китай. Торговая война между США и Китаем при Трампе завершилась было подписанием промежуточного соглашения, в котором Пекин обещал снизить субсидии своим производителям, увеличить импорт товаров и услуг из США, отказаться от ряда неторговых ограничений по отношению к американским компаниям.

Однако в прошлом году из-за пандемии Китай выполнил взятые на себя обязательства лишь на 60%, в этом году пока на 70%. Это вызывает растущее недовольство США, которые чувствуют, что китайцы их обманули. Вашингтон снова грозит «войной тарифов», в запасе еще и такое оружие, как антидемпинговые расследования против китайских компаний из-за «нерыночных методов конкуренции».

Фото: paralymp.ru

Не прекращался и курс на ужесточение доступа китайских компаний к американским технологиям под предлогом того (не без оснований, впрочем), что те воруют эти технологии. Над рядом китайских компаний висит угроза делистинга с американских бирж из-за обвинений в сокрытии отчетности и связях с военными и разведкой.

По политической линии растущее военное присутствие КНР в Юго-Восточной Азии является предметом острого беспокойства США. В последние дни появилась очередная напасть: американская разведка доложила, что якобы Китай собирается создать военно-морскую базу в Атлантике, а именно в Экваториальной Гвинее. На базе имеющегося там глубоководного торгового порта, который китайцы же и построили. Как раз напротив восточного побережья США.

Однако если объявлять пусть даже всего лишь дипломатический бойкот Олимпиаде по причине растущего технологического, военного и торгового соперничества с Китаем, то такие поводы будут сочтены неблаговидными. Другое дело (святое) — права человека и защита демократии.

Следует учесть, что в американском конгрессе сложилась широкая двухпартийная коалиция за бойкот Олимпиады в Китае. Противостоять этим настроениям Байдену нет никакого политического смысла, он на этом ничего не выиграет, а проиграть может многое, поскольку «растущая китайская угроза» — это постоянная тема внутриполитических дискуссий в Америке. Она давно вытеснила с первого места «русскую угрозу».

Впрочем, «дипломатический плевок» в сторону Пекина рискует еще сильнее осложнить двусторонние отношения, в том числе торгово-экономические. Китай подобных оскорблений не прощает. Если бы Байден «проявил уважение» и приехал в Пекин, то китайцы могли более чем положительно оценить сей жест, это в духе китайского менталитета. В том числе именно поэтому Владимир Путин уже давно объявил, что непременно приедет на церемонию открытия Игр. И он поедет.

amp-next-page separator