Популярное заблуждение
В женском Шамординском монастыре в Калужской области особо почитают первоначальницу схимонахиню Софию (Болотову). После поездки в эту обитель паломницы делятся впечатлениями, рассказывают, что нового узнали: оказывается, молитвенные обращения к матушке Софии помогают выйти замуж.
Что мы знаем об этой подвижнице? Живя в миру, Софья Михайловна горячо мечтала о монашестве. Ее муж скончался после полутора лет брака. Вторично она вышла замуж вопреки своей воле, по прямому указанию своего духовника, преподобного Амвросия Оптинского. Человек, которого ей выбрал старец, был старше ее, вспыльчив и болезнен. Второе замужество Софьи Михайловны тоже было недолгим и принесло ей много испытаний. Преподобный Амвросий велел ей пройти через этот брак, чтобы она приобрела духовную мудрость, поборов свой эгоизм, высокое мнение о себе, тщеславие, и научилась терпению, великодушию, состраданию. Старец предвидел пользу от этого замужества для возрастания в добродетели души будущей игуменьи, и его благословение оказалось промыслительным. Матушка София заботилась о спасении душ насельниц нового монастыря, многие из которых поступали в обитель с израненной душой и телесными немощами.
Так что будет неправильным утверждение, что почитаемая святой София Шамординская помогает выйти замуж, а принять монашество не помогает. С другой стороны, почему не помолиться о замужестве великомученице Варваре? Разве она не сможет откликнуться на эту земную просьбу несмотря на то, что сама не была замужем? Думаю, что сможет. Это заблуждение, когда святых распределяют: кому, о чем можно молиться. Будто в других вопросах они не способны помочь или остаются глухими к нашим просьбам.
В Церкви нет такой специализации как в больнице: мы идем на прием к окулисту, если надо поправить зрение, а при болях в желудке нам нужен другой врач. До такой степени упрощать наши молитвенные обращения к святым не стоит. Можно допустить, что по образу жизни или особому подвигу отдельным святым ближе и понятнее та или иная наша нужда. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сам по профессии врач, и естественно, если человека постигла болезнь, он молиться святителю Луке. И вряд ли кому придет в голову молиться о исцелении святителю Григорию Богослову или святому князю Александру Невскому. Они, конечно же, способны помочь и в этой жизненной ситуации, но люди все-таки мыслят прецедентами. Если, например, ведется запись случаев благодатной помощи после молитвенного обращения к матушке Софии и замечается, что половина из них — это содействие в замужестве, то и другие будут молить святую об этом. Но если дать развиться мнению, что за каждую область отвечает свой святой, то это приведет к язычеству.
Ведь помощь оказывает Сам Бог, а святой, если так выразится, ходатайствует перед Ним за человека, который просит его об этом. Исцеление от болезни и исполнение всякой потребности, совершает Сам Господь. Думать, что святой молится об одной проблеме, а о других — нет, потому что это «не его специализация», значит отвергать его предстояние перед Богом. Любого святого можно просить о любой своей нужде. Возьмем, к примеру, святителя Николая, с какими только просьбами к нему не обращаются, и Господь помогает.
Когда мы обращаемся за помощью к святым, главное вовсе не в том, чтобы найти из них самого «подходящего» ходатая для решения нашей проблемы. Нередко ее корень находится в наших собственных неправдах, поэтому стоит посмотреть в свою душу, раскаяться в грехах, проявить решимость в исправлении. Но это тяжело, ибо требует духовной работы и ограничений своей воли. Куда проще совершить внешние действия — поставить, например, свечу перед «нужной» иконой. По этой же причине люди прибегают к гаданиям, увлекаются гороскопами и прочими суевериями, которые совершенно чужды христианству. Это все те же попытки избежать внутренних усилий, заменив их внешним ритуалом.
Так происходит всегда, когда достижение земной цели для человека важнее спасения души. Если, например, замужество становится самоцелью, то девушка будет к этой святой приезжать и свечки ставить, и молиться только ради счастливого супружества. Но если мы хотим получить помощь от Христа, то, прежде всего, надо стараться жить по-христиански. Мы можем просить, но должны и что-то делать, изменяться к лучшему, проявлять в жизни свою веру. Иначе получается, что Господь и святые нужны не для того, чтобы мы могли наследовать Небесное Царство, а для того, чтобы решить наши земные проблемы. Этот подход ошибочный, потому что на первое место ставится решение житейских вопросов, а то, для чего Господь пришел в наш мир, для чего Он создал Свою Церковь, в принципе игнорируется.
Разумеется, у христиан тоже есть проблемы, и они хотят их решать, и об этом молятся. Но христианин всегда помнит слова обращения к Богу: «Отче наш, …да будет воля Твоя!», — и решение своих проблем всегда полагает на Бога. Если Господь не устраняет скорбное обстоятельство, значит, надо потерпеть, смириться, что-то осознать, изменить в своей жизни. Но это не повод разочаровываться в Христе и Его Церкви. Если веру основывать только на чудесах, исцелениях, помощи святых, то, не получив просимое в Церкви, человек пойдет туда, где ему пообещают результат. Ведь ему нужен тот, кто решит проблему, а не Тот, кто спасет его душу. В итоге получается, что такой человек, по словам Христа, строит свой дом на песке. Пойдет дождь — будет не по его хотению, — и человек утратит веру, рухнут его надежды.
На первом месте у нас всегда должен быть вопрос спасения — выстраивания жизни по заповедям Господним. Иначе, какая польза человеку, если он получит исполнение всех своих желаний, но не приобретет самое главное сокровище — Духа Христа.