Ах, москвичи, мои куколки
«Модник с Китай-города» с электронной сигаретой, «Клерк из «Москвы-Сити» в галстуке, культурный «Интеллигент из Хамовников» с «коренной» пропиской и собакой, «Роскошная девушка с Патриарших» с бокалом вина и дорогой сумкой. И — «Житель замкадья» с билетами на электричку и картой «Тройка».
Пользователи в соцсетях восприняли микрогалерею с большим воодушевлением. «Как похоже! Действительно типичные москвичи!» — писали одни. «А где здесь москвичи?!» — спрашивали другие — более сведущие в столичных психологических типажах, я полагаю. Потому что склонна согласиться со второй группой: где среди ваших куколок москвичи, дорогие художники? Модного парня с электронной сигаретой, светскую алкоголичку, карьериста в галстуке можно встретить абсолютно в любом мегаполисе России (и не только России). Также везде с избытком хватает гуманитарной интеллигенции, которая более-менее элегантно одевается.
Бросается в глаза, что автор уловил в основном «приезжие» стили поведения и самопрезентации, которые по сути сводятся к одной модели — модели демонстративного потребления. Это люди, которые определяются очень поверхностно, через внешние атрибуты. Есть у меня работа в «Москве-Сити» и сумка «Луи Виттон»? Тогда я человек! Нет? Тварь я дрожащая.
…В то время как настоящие исконно-посконные москвичи давно уже энергично отгребают от такого примитивного представления о себе и о мире. Они больше похожи на Уоррена Баффета, Стива Джобса, Ингвара Кампрада и прочих скромняг, которые нисколько не стремятся работать в «Москве-Сити», пить вино на Патриарших, прописаться в престижном районе, не гоняются за брендовой одеждой…
Зато активно пользуются «Тройкой», потому что это — объективно — гораздо удобнее, чем личный автомобиль или такси. Справедливости ради отметим, что дизайнер, создавший «куколки москвичей», при всей своей топорности, очень тонко подметил, что коренные столичные жители обожают собак. Однако у него домашнее животное — просто модный аксессуар. Хотя на самом деле привязанность к собакам — древнейшая московская традиция, отмечаемая летописцами с шестнадцатого века.
Хотелось бы, чтобы и сегодня появился какой-то такой пытливый человек, способный изучить и осмыслить настоящих москвичей, а не москвичей-куколок.