Homo sapiens — кто это?
Многие полагают, что речь идет о способности мыслить. Человечество переживает период искреннего преклонения перед интеллектом всякий раз, когда появляется очередная надежда решить с его помощью все проблемы бытия. Но достаточно ли быть эрудитом, полиглотом, «ходячей энциклопедией», чтобы соответствовать наименованию «человек разумный»? Так ли важны сами по себе те громадные объемы информации, которые способен усвоить человек, если в итоге они не ведут его к главной цели его земной жизни? А именно с нею связано указание на то, что наша природа разумная.
По мнению святых отцов, с разумом связана способность творения познавать своего Творца. Богопознание, зрение Бога происходит в чистом сердце (ср. Мф. 5: 8). От чего же его надо очищать? Христос говорит, что «из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15: 19). Оказывается, источник наших помышлений находится не в голове! Хотя многим кажется, что человек сначала думает, а потом действует, любое намерение обретает силу именно в сердце. Оно является двигателем человеческой воли, порождает желания и стремления. Вот почему надо постараться, чтобы оно очистилось от злых, греховных влечений и обратилось к Господу, чтобы мы могли вступить в общение с Христом и наследовать с Ним вечность.
Ум легче направить к Богу, напитав его спасительными истинами. Читая Святое Евангелие, творения учителей Церкви, книги о святых подвижниках, несложно узнать, что и как надо делать, чтобы обрести Небесное Царство. Если бы было достаточно лишь понять, чтобы начать жить по Евангелию! Но тут и начинаются проблемы. В других областях можно обойтись только книжными знаниями. Например, достаточно усвоить правила из учебника и применить нужные формулы на практике, чтобы решить задачу по математике. А вот в духовной жизни так не бывает. Для исправления нашего поведения, искоренения привычек, удаляющих нас от Бога, недостаточно одних только знаний, полученных из хороших книг.
Даже ясно осознавая, в каком направлении надо двигаться, трудно заставить себя сделать верный шаг, именно потому, что это прерогатива сердца. В одиночку ум не может справиться с теми «злыми помыслами», которые нас обуревают.
Почему же они рождаются в сердце, когда человек сознательно стремится к Богу, старается жить по-христиански? Сокрушаясь о своем бессилии, апостол Павел дает ответ на этот вопрос: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 19—20). Речь о том, что после грехопадения Адама повредилась вся человеческая природа, в том числе и сердце. Из Евангелия и святоотеческого наследия, а также по голосу совести мы знаем о духовных законах, и ум предупреждает: «Сейчас ты хочешь поступить неправильно». А сердце не внимает ему, и человек поступает по страсти. Задача христианского подвига состоит в том, чтобы подчинить движения сердца уму, который просвещен духовным знанием. На это направлена вся святоотеческая аскетика.
Святитель Феофан Затворник советует сначала отсечь «все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня». Обуздывать злые расположения, возникающие в сердце, надо начинать с волевого усилия не руководствоваться ими. Можем, например, внешне снести обиду и промолчать в ответ, когда внутри все горит и требует отмщения. Затем надо препятствовать «выходить новым отросткам», чтобы совсем искоренить из себя зло. «Не позволяй, — пишет Святитель, — из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: “трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших”».
Каждому человеку нужна эта ежедневная работа над собой, когда ум подобно стражу стоит у сердца и не позволяет выходить из него греховным отросткам. Бывает, человек не в силах сдержаться и действует по принципу: «сгорел сарай, гори и хата», хотя сам понимает, что он не должен этого делать, но не в силах с собой совладать. Но надо молиться и стараться хотя бы на пару мгновений задерживать свой ураган, каждый раз продлевая эти мгновения. Главное — не опускать руки и, начав с малого, упорно вытеснять страсть противоположной ей добродетелью. Как учат святые отцы, добрые чувства развивай постепенно: сначала не бей обидевшего тебя, потом постарайся не ругаться на него вслух, затем научись и внутренне не бранить его, и так далее, пока сможешь нисколько не возмущаться сердцем, какие бы ни приключились нападки, и творить добро своим обидчикам (см. Мф. 5: 44).
В сущности, человек выбирает одно из двух: поступить по греховному произволу или по Евангелию. И если хотим очистить свое сердце для Христа надо учиться ставить законы вечной жизни выше собственных сиюминутных пожеланий. Это требует времени и немалых усилий воли, для этого необходим христианский подвиг. Если человек будет стараться, тогда и Бог поможет. Но эта помощь не приходит мгновенно, автоматически. Например, побывала женщина на исповеди и спустя некоторое время пришла к священнику с обидами, почему в ее жизни ничего не изменилось к лучшему, почему Бог не помог ей, не избавил от проблемы, она же все свои грехи исповедала. Но в таинстве Господь прощает грех и дает силы на борьбу с ним, а не уничтожает его, как отбеливатель грязное пятно.
Покаявшемуся человеку приходится самому много трудиться над исправлением своих сердечных привязанностей. Блаженный Августин написал в своей «Исповеди», что в молодости молился: «Господи, дай мне целомудрие», — и не получал просимого. Гораздо позже он понял, что, когда его уста это говорили, сердце тихонечко добавляло: «Но только не сегодня». Так и та женщина раскаялась, но жить по Евангелию еще не привыкла. Она по-прежнему во власти греховных импульсов: то вспылила, то позавидовала, то не захотела уступить. Как при таком отношении ее жизнь может радикально измениться к лучшему?
Найти в себе силы раз и навсегда отсечь связь с грехом могут только духовно одаренные люди, такие как апостол Павел или преподобная Мария Египетская. Большинство же людей не обладают такой решимостью, они идут к этому постепенно, претыкаясь и больно падая. Но унывать нельзя. Надо понимать, что именно так протекает духовная борьба: то победа, то поражение, и нет времени перевести дух и осмотреть поле битвы взглядом победителя. После падения Адама человеку приходится постоянно противостоять греху, отстаивая свою душу, отсекать свои пристрастия и понуждать себя к жизни по Евангелию, используя для этого все данные Богом возможности и способности.
Святые подвижники достигали такой сердечной чистоты, что могли с добрым расположением сердца принимать самые горькие обиды, оскорбления и даже смерть. Когда, например, святитель Иоанн Златоуст умирал в изгнании, оклеветанный, больной, гонимый недоброжелателями, он благодарил Господа. «Слава Богу за все!» — были его последние слова. Как принимали смерть христианские мученики или российские новомученики прошлого века? Они просили Господа о прощении своих палачей! Перед лицом смерти такое нельзя «сыграть», «изобразить», «представить». Вот какую уверенность в благом Промысле Бога о человеке, в том, что все, что с нами происходит, попускается ради нашего спасения, можно обрести в постоянном подвиге внимания к сердечным помыслам.
Это самое главное делание, длящееся всю земную жизнь христианина — напитывать свой ум Словом Божиим и очищать им свое сердце. Тем самым мы можем изменять направление своей жизни, удаляясь от греховного произволения и приближаясь к Христу. Думаю, именно в этом раскрывается разумность человека.