Брата раскормили, и он обнаглел
…Три эпизода минувшей недели. Обсуждала в мессенджере барахлящий водосчетчик — через полчаса компьютер начал заваливать меня рекламой этих агрегатов. При том, что мессенджер стоит исключительно на телефоне, а реклама в браузере отключена. Приятель с другом возвращались с работы и по дороге поточили лясы о том, берцы какой марки лучше. На улице, со спящими мобилами в карманах. В тот же день из компов на них обрушилась реклама берцев.
И совсем уж дикий случай: при очистке телефона обнаружила старую, сентябрьскую еще, ММС с фоткой настолько мелкой, что пришлось тыкнуть на открытие. Оказалась обложка редкой книги, которую я лично сфотографировала и отослала пожилой знакомой (поэтому и ММС) по ее просьбе. Что в итоге? Да, меня завалили предложениями продать именно эту книгу. При том, что и тема там экзотическая, и выходила лишь в одном узко специализированном издательстве бог знает когда.
Последнее время мы только и слышим о том, как ложатся костьми монстры IT-рынка ради нашего удобства: тотальная слежка избавляет нас от преступности (вот только похитителей 100 миллионов из-под кровати что-то не очень отследили), big data улучшает трафик на дорогах, сбор персональных данных предугадывает наши желания, ну и так далее.
И все бы ничего — преступников надо ловить, а трафик улучшать, кто спорит, вот только с желаниями уже явный перебор. Рынок кишмя кишит продавцами и перекупщиками личных данных — банки, ретейл, провайдеры, сотовые операторы, частные лица, соцсети, интернет-браузеры… Все кому не лень участвуют в гонке за лакомой информацией, чтобы втюхать ее подороже заказчикам для якобы персонально ориентированной рекламы. Якобы — потому что всем, кроме несмышленых младенцев, уже известно: то, что сыпется под видом ценного предложения на наши головы, кликать смысла нет. Ведь затраты на эту рекламу уже сидят в стоимости товара, то есть он всегда будет дороже. А ссылка приведет либо на сайт, где вы уже были, либо к варианту, который вы уже отмели, либо к товару, который вы купили еще месяц назад, либо на известный маркетплейс с конскими ценами, безобразной доставкой и полностью деградировавшим поиском. В общем, тот еще маркетинг.
Пресечь же эту вакханалию в браузере нет никакой возможности. Даже после буйных танцев с бубном полностью от мельтешащих картинок не избавишься. Выход? А его уже нашли в ЕС и США. На прошлой неделе Европарламент одобрил запрет использования интернет-платформами личных данных пользователей для рекламы. В середине месяца похожий документ появился и в Америке. В обоих случаях, естественно, подсчитали ущерб для экономик. Который оказался чуть ли не нулевым, ведь товары, услуги и развлечения большинство находят без убогих подсказок — элементарным поиском в сети. Да и буму стартапов и буйному росту малого бизнеса персонифицированные картинки в интернете, как выяснилось, не способствовали.
Что же до воротил рекламного рынка, те тоже не сдуются. В конце концов, 20 лет назад всей этой радости было в разы меньше, а экономика была оптимистичней. Тем более что не в одних товарах и услугах дело. Таргетированная (target — «цель») реклама — это еще и про фейковые новости, врущие заголовки, манипуляции с сознанием, сетевое хейтерство и многое другое, с чем борются давно и безуспешно. А тут, похоже, надо как с сорняками — не стричь, а уничтожать корень.