Поговори со мной в больнице

Общество
Вот верный признак конца пандемии или, по крайней мере, перехода ее в контролируемую стадию: больницы возвращаются к обычной работе. Премьер-министр Михаил Мишустин призвал восстанавливать плановую медпомощь в полном объеме. В Москве эта тенденция особенно заметна. К приему плановых пациентов готовятся несколько «ковидариев», в том числе и ставшая знаменитой «Пятнашка» — Больница № 15 им. О. М. Филатова в Выхине.

Тенденция, конечно же, обнадеживает. Значит, российское здравоохранение возвращается на допандемийный уровень? И снова начнет расти продолжительность жизни, как росла она до 2020 года? Не все так просто. Дело в том, что за время разгула коронавируса значительно увеличились группы риска по самым распространенным и опасным заболеваниям.

Ведь, как показывают исследования, выздоровление от ковида — это лишь полдела. У перенесших инфекцию бывает серьезно поражена сердечно-сосудистая система. Поэтому в ближайшие год-два кардиологи ждут увеличения числа аритмий, инфарктов, инсультов. Огромному числу сердечников требуется коррекция постоянного лечения и контроль за их состоянием. А по-хорошему надо создать схемы лечения для этой категории больных.

Онкологи отмечают снижение заболеваемости во время пандемии. Но, к сожалению, ничего хорошего в этом нет. Рак не отступил — его просто реже выявляли. Из-за того, что все силы были брошены на борьбу с вирусом, просели диагностика, профилактические осмотры, диспансеризация. Больные не ходили к врачам, а на угрожающие симптомы обращали меньше внимания. Специалисты уверены, что нас ждет рост онкологии, только выявленной не на ранних стадиях, когда больному вполне реально помочь, а уже на поздних.

Коронавирус больно бьет по иммунной системе. Пока она восстанавливается, к человеку будут липнуть все вирусные и бактериальные инфекции. Любое воспаление чревато серьезными осложнениями. Да и самочувствие таких пациентов оставляет желать лучшего.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Готова ли наша медицина к работе в изменившихся условиях? Да, часто приходится слышать, как надоел врачам этот чертов ковид, как хочется наконец вернуться к нормальной работе. Но пандемия изменила не только больных, но и медиков. Проблема даже не в том, что часть врачей старшего поколения, не выдержав перегрузок, вышла на пенсию. На усталость и профессиональное выгорание жалуются даже молодые специалисты. А еще принявшие на себя удар доктора разучились разговаривать с больными — не было времени. Некоторые из больных, побывавших в «красной» зоне, рассказывают, что так и не разобрались, кто же был их лечащим врачом. Да и схема лечения ковида по большому счету одинакова для всех. Такой опыт накладывает отпечаток на дальнейшую работу врача: появляется подсознательное нежелание избегать «лишнего» общения, лечить по схемам, пренебрегая индивидуальностью пациента.

На борьбу с последствиями пандемии выделены огромные средства, в том числе на углубленную диспансеризацию. Минздрав отчитался, что ее прошли более 2 миллионов человек и у 60 процентов из них выявлены осложнения. Но свежий опрос ВЦИОМа ставит эти данные под сомнение. Согласно ему, медосмотр прошли лишь 4,2 процента граждан с постковидным синдромом.

Так что восстановление эффективной медицинской помощи — задача не из легких. И одной лишь дезинфекцией помещений и оборудования ее точно не решить.

amp-next-page separator