Искусство остается маяком

Общество
Раньше на вопрос: «Как ты?» — мне нравилось отвечать: «Странно». Теперь признаюсь: «Меня штормит». И тут же прибавляю: «Стараюсь искать свет внутри». Потому что, когда вокруг буря, главное — не сбиться с пути, не провалиться в пучину, суметь удержать ориентир и двигаться к нему, поддерживая тех, кто рядом.

Во все времена самым мощным топливом для людей религиозных была их вера, для светских — искусство. Оно объединяет, наполняет, проясняет мир и все, что в нем происходит. Оно помогает посмотреть на реальность немного отстраненно и увидеть, как на протяжении веков, на расстоянии океанов и континентов, на стыке традиций и культур человечество волнует одно и то же. Только говорит об этом каждый по-своему. А потому так трудно нам порой друг друга понимать.

И у искусства есть интересная особенность — людей, с ним связанных, нельзя поделить на создателей и потребителей, разве что формально. Но если подумать, то ни одно художественное произведение не существует без зрителя, слушателя, читателя. А тот, кто его воспринимает, неизбежно делает это через призму своего опыта, порождая трактовки и интерпретации, обнаруживая смыслы, которые автор мог и не вкладывать в произведение намеренно, но они там находятся.

Фрагмент картины «Адам и Ева. Грехопадение». Художник Хендрик Гольциус, 1616 г.

Говорят, на восприятие человека влияет все — от глобального контекста до мелочей вроде того, сыт ты или голоден. Едва ли можно дважды абсолютно одинаково оценить прочитанную книгу или просмотренный фильм. Поэтому, когда возникает вопрос, стоит ли в тревожные времена посещать учреждения культуры, он — риторический. Конечно, стоит! И едва ли надо говорить о каких-то жанровых ограничениях. Ведь каждому нужно свое.

Кому-то — возможность погоревать и поплакать над драмой, другому — улыбнуться теплу человеческих взаимоотношений в семейной истории, третьему — вытеснить агрессию, глядя на поединки, четвертому — высмеять абсурдность в комедии, пятому — пережить страх при просмотре ужасов. А ведь людей очень много, и жанровая принадлежность совершенно не обязательно вызовет конкретные эмоции. Но точно даст мощный заряд энергии, которую можно использовать во благо.

Отдельно хочется сказать про театр. Он, пожалуй, самое актуальное, современное, своевременное искусство. Потому что в нем на сцене и в зале живые люди. Каждый находится в «здесь и сейчас», что-то чувствует, о чем-то думает, как-то воспринимает мир. И все это переплетается, растворяется, резонирует в пространстве театрального помещения. И так скорее приходит умиротворение — чувство единения с миром, восприятие себя как его части.

amp-next-page separator