Приходи кино посмотреть

Общество
Помню, как в первый раз пришла в кинотеатр. Туда привела меня мама. До этого я еще никогда не видела фильмов на большом экране. Но уже слышала, что изображение там почти в натуральную величину — голова человека по размеру такая же, как и в жизни, и деревья, и небо... Тогда мы смотрели советский мультфильм, но рисованный мир втянул в себя полностью.

Помню первый раз, когда пришла на фильм в IMAX, полагая, что это не просто огромный экран и качественная техника, но что-то вроде особого способа создания видео, как 3D. Это был «Аватар». Пушинки летели с экрана прямо в зал, вернее, так мне казалось. А еще помню, как недавно выходила с показа, после которого зрители друг другу улыбались так, будто знакомы сто лет. Было и много других моментов, связанных не столько с открытиями, сколько со впечатлениями.

Как-то один режиссер сказал мне в интервью, что снимает свои фильмы для того, чтобы зрители могли смотреть их в кинотеатрах, разделяя общий эмоциональный опыт. Другой поделился, что считает: авторские фильмы надо смотреть исключительно в кино, хотя бы потому, что там меньше отвлекающих факторов и зрителю проще сосредоточиться, легче воспринять картину целиком.

Теперь же в своем официальном заявлении Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) говорит, что из-за того, что крупнейшие голливудские студии приостановили свою деятельность в России на неопределенный срок, они могут лишиться до 80 процентов выручки и не удержаться на плаву. В открытом письме к министру культуры РФ Ольге Любимовой ассоциация интересуется рядом правовых вопросов, в том числе как же быть с российскими фильмами, особенно снятыми при господдержке, прокатчики которых — иностранные студии. В частности, речь идет о ленте «Последний богатырь: Посланник тьмы». Одна из крупнейших зарубежных студий, работавшая над ним и прокатывающая ленту, запретила ее к дальнейшему кинотеатральному показу. Также у АВК был вопрос по поводу переноса мультфильма «Финник». Но он разрешился. Сменился прокатчик ленты. Эту анимационную работу запустят в кинотеатрах с 24 марта. Выйдет и «Ампир V», как планировалось — 31 марта.

Виктор Хориняк в роли Ивана в фильме «Последний богатырь. Посланник тьмы». Снятая российскими кине- матографистами, но отданная зарубежным прокатчикам картина в прямом смысле оказалась у них в санкци- онных заложниках. Теперь наши кинотеатры вынуждены отказаться от проката этой ленты. / Кадр из фильма «Последний богатырь. Посланник тьмы», 2021

Что же касается других юридических моментов, то в своих «Рекомендациях АВК по работе кинотеатров России с целью минимизации ущерба от введенных санкций в отношении РФ» предлагается: «Рассмотреть вопрос о возмещении убытков и упущенной выгоды от беспрецедентных случаев снятия релиза перед самым стартом и односторонний отказ от принятых на себя обязательств. Внести в договоры с дистрибьюторами соответствующие штрафные санкции». Это все касается бизнеса.

Но есть кое-что еще. Вопрос: что смотреть? Во-первых, хочется надеяться, что приостановка деятельности зарубежных компаний временная и скоро закончится. Во-вторых, зарубежное в целом и американское в частности кино с больших экранов не пропало — в графике премьер продолжают появляться новые названия.

Третье — момент, на котором хочется остановиться отдельно. Как обычно выбирают кино зрители? Раздавая кредит доверия чаще артистам, реже режиссерам, доверяя брендам и тому, что выпустили они ранее. Громкие картины выделяются на фоне тихих и неизвестных. Сейчас же в афишах станет больше малознакомых названий и имен. А значит, люди обратятся к описаниям сюжета, и, возможно, трейлеры и постеры будут говорить им больше, чем имена. Тогда зрительский выбор станет более разнообразным, менее зависящим от привычки идти на знакомое. Возможно, из ограничений удастся вынести полезный опыт.

amp-next-page separator